Венера в мехах (американская версия)

]]>
]]>

Venus in Furs, 1969

Venus in Furs, 1969

Музыкант становится свидетелем убийства на вечеринке высшего общества. В ужасе он бежит в другую страну, но... через некоторое время, на пороге клуба, где он играет, возникает женщина. Та самая женщина.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Джеймс Даррен, Барбара МакНейр, Мария Ром, Клаус Кински, Деннис Прайс, Маргарет Ли

Первое, что стоит понять, чтобы не испытать неизбежного разочарования: этот фильм не имеет никакого отношения к роману Захера фон Мазоха - первоначально он даже именовался иначе. В "Венеру в мехах" его переименовали прокатчики и, по некоторым данным, Франко любезно доснял кадры с полуголой героиней в меховом наряде, чтобы хоть как-то оправдать это название.

В остальном - довольно характерный для Франко фильм, поклонникам режиссера должен быть по вкусу, особенно, если вам нравятся его работы типа "Некрономикона". Это такой же - меланхоличный, очень атмосферный и поэтичный фильм, в котором сюжет выглядит довольно запутанным и почти необязательным.

Технически говоря, фильм относится к поджанру rape and revenge: девушку изнасиловали - она вернулась и отомстила, изощренно убив своих обидчиков. Проблема в том, что из двух необходимых компонентов жанра (эротичности и ярости, напора) у Франко есть только первый. В результате фильм не воспринимается как представитель этого поджанра - а скорее как просто психоделическая фантазия на тему.

За "психоделичность" тут отвечает, в том числе, и закадровый голос. Вместо того, чтобы толком объяснить, что случилось, этот голос намеренно придает двусмысленность происходящему. В результате возникает несколько объяснений разной степени "странности":

1. Все это - вполне обычная криминальная драма: девушка каким-то образом выжила и вернулась мстить.

2. На самом деле, это не девушка, а ее призрак, который преследует виновных в ее гибели.

3. На самом деле, вся эта история - предсмертные (а то и посмертные) видения парня, который был свидетелем убийства, но никак не помог.

При этом, исходя из самого фильма или из закадрового голоса, можно доказать любую версию. Если это живая девушка, то почему ее шрам, след убийства, то появляется, то исчезает? Если все это происходит в реальности, то почему, погнавшись за ней в финале, герой оказывается на кладбище, а само изображение "сходит с ума" от психоделических эффектов?

При этом стоит понимать, что когда речь идет о кино Джесса Франко важны, в общем-то, не ответы на вопрос "так что там на самом деле происходило", а сама эта атмосфера неопределенности, размытой границы между сном и реальностью. При этом важны даже небольшие детали: к примеру, группа музыкантов, которая, по сюжету, находится в разных странах, играет при этом в подозрительно похожей обстановке, да и сам их состав время от времени повторяется. Что это? Попытка сэкономить на деталях, на которые все равно не обратят внимания большинство зрителей, или намек, брошенный режиссером?

Если говорить об актерах, то обращает на себя внимание Мария Ром - ей буквально недавно пришлось сыграть невинную жертву в "99 женщин", потом, в "Жюстине Маркиза де Сада" Франко доверил роль Жюльетты, сестры главной героини. Героиня Ромм охотно отдалась пороку и преуспела на этом поприще. Теперь же, в "Венере в мехах" у нее снова в главная роль - и ее персонаж занимает промежуточное положение: она убивает, но не воспринимается как однозначная злодейка - девушка, в конце концов, мстит сексуальным извращенцам, которые замучили ее до смерти. Впрочем, в фильмах Франко того периода она снималась очень часто: как-никак, жена продюсера. Ну, в данном случае, кто бы был против...

Обращает на себя внимание и роль Клауса Кински: в вышеупомнятой "Жюстине" он играл самого маркиза де Сада, но там роль заключалась в расхаживании по камере и писанине за столом. Здесь ему достался персонаж по-заметнее, но снова Франко использует его с точки зрения не столько актерского мастерства, сколько внешней фактуры. Впрочем, сцена смерти его персонажа, в которой он изображает восточного принца, поменявшегося местами с наложницей, все равно впечатляет. Это, пожалуй, один из самых запоминающихся эпизодов всего фильма.

Две другие сцены убийства тоже удались: особенно печальная сцена женщиной, которая решает покончить с собой, снова увидев Ванду - или ее призрак, как мы уже говорили.

История создания была любопытной: первоначально, насколько я понимаю, идея возникла в разговоре с джазовым музыкантом Четом Бейкером и Франко задумал фильм под названием "Черный ангел", историю любви, где возлюбленный должен был быть негром. Продюсеры решили, что история негра и белой девушки - было бы уже слишком, и замысел пришлось переделать. При этом черная девушка у белого главного героя никого не смутила, как я понимаю. Играла ее, кстати, Барбара МакНейр, довольно популярная американская певица, которая выглядит здесь обворожительно - даже странно, что Франко не раздел ее на экране. Впрочем, небольшая обнаженка есть у нее в другом фильме.

В целом - фильм несколько озадачивает, но цепляет и запоминается, поклонникам Франко однозначно рекомендуется. Сравнить с итальянской версией я пока не могу из-за языкового барьера.

А еще здесь есть шикарная заглавная музыкальная тема - одна из лучших в фильмах Франко, на мой вкус. Правда, по ходу самого фильма, из нее звучит только маленький отрывок, но на финальных титрах она исполняется полностью - не пропустите.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us