]]>
]]>

Thriller: En Grym Film, 1973

Маделен в детстве изнасиловал ужасный старик, потом, когда она выросла, ее насильно сделали проституткой, а ее родителей довели до самоубийства. Но она научилась водить машину, стрелять и драться - для того, чтобы отомстить всем своим обидчикам.

Режиссер: Бо Арне Вибениус

В ролях: Кристина Линдберг, Хайнц Хопф, Деспина Томазани, Пер-Аксель Аросениус, Солвейг Андерссон, Бьорн Кристиансон, Мари-Луиза Маннервалль, Хильдур Линдберг, Стиг Локрантс, Олле Нордландер

Этот фильм вызывал огромное количество скандалов и до сих пор считается чем-то запредельно жестоким и скандальным. Как же! Человек, работавший ассистентом на съемках фильмов Ингмара Бергмана снял порнографическую историю  мести, да еще и безумно жестокую...

Все это - не более, чем легенда, хотя, в чем-то, и выгодная для фильма. Да, там есть несколько порнографических сцен, в которых крупным планом показаны половые акты, которые совершают с героиней клиенты. Но они занимают от силы пару минут за весь фильм - и, на мой взгляд, художественно эти сцены вполне оправданы: они усиливают эмоциональное воздействие фильма, позволяют глубже прочувствовать состояние героини. Причем, на это работает даже монтаж, столкновение сцен. Только что мы видели, как Маделен успешно тренируется в школе карате - и вот уже она вынуждена заниматься анальным сексом. С одной стороны, это помогает прочувстовать ужас ее жизни, а с другой - подогревает ожидание того мига, когда она не выдержит и возмется за расправу над всеми и вся.

И, кстати, факт общеизвестный, но все же: в пресловутых порнографических эпизодах сама Кристина Линдберг не снималась - ее подменила дублерша. 

Переходя к жестокости: в фильме есть одна действительно впечатляющая сцена - знаменитое разрезание глаза, показанное во всех подробностях и очень крупным планом. Сделан был этот эпизод без всяких спецэффектов: глаз разрезали трупу девушки, которая покончила жизнь самоубийством. Но опять-таки, эта сцена занимает считанные секунды. 

За исключением этих эпизодов, и крови, и секса там немногим больше, чем в некоторых современных сериалах, так что запредельность фильма откровенно преувеличена. Уникальность фильм лежит в совершенно иной плоскости: в его интонации.

Чаще всего истории о мести - это истории взрыва, рассказ о человеке, который дошел до "точки кипения" и мстит не смотря ни на что. В общем-то, героиня Линдберг примерно так и поступает:  в своей жажде расправится с обидчиками, она не останавливается и перед жертвами среди обычных людей. Ее гонки на автостраде привели к нескольким авариям, она хладнокровно убила пару полицейских, ограбила своего преподавателя... Но, что самое интересное, никакого взрыва при этом нет: практически весь фильм актриса невозмутима, давая пример той самой "не-игры", которая кажется гениальным образчиком актерского мастерства. Внешних эффектов нет, но внутреннее напряжение становится до дрожи ощутимым.

Более того: насилие в фильме снято тоже весьма своеобразно. Задолго до "Матрицы" Вибениус использовал для показа экшена сло-мо, замедленное воспроизведение - причем, по слухам, использовались военные камеры снимающие едва ли не 500 кадров в минуту. Так это или нет, но драки Кристины с ее оппонентами выглядят мучительно медленными, борцовский захват становится похож на любовное объятье. В соединение с жутковатым эмбиентом, который использован в саундтреке - эффект получается впечатляющий и ни на что не похожий.

Изложена вся эта история тоже не совсем привычным образом: сюжет, мягко говоря, зияет дырами. Девушку похищают, сажают на наркотики, принудительно делают проституткой - и позволяют ей спокойно разгуливать по городу, тренируясь стрелять и драться. К концу фильма она и вовсе умудряется завалить пару полицейских, угнать их служебную машину - и спокойно на ней разъезжать ни вызывая ни то, что тревоги, а даже обычного интереса. Причем переходы сюжета не всегда объясняются, иногда их приходиться додумывать. Все это, впрочем, парадоксальным образом не влияет на интерес к просмотру фильма и даже кажется скорее особенностью картины, чем ее недостатком. Если честно, то провис ритма, мне кажется, там все-таки есть: ближе к концу, к расправе над последней жертвой - но не играющий такой уж сильной роли.

На мой взгляд, этот фильм - одна из высших точек развития авторского кино: так, как снимал эту картину Бо Арне Вибениус, не снимал никто - ни до, ни после него. Причем за всем этим чувствуется работа, понимание, чего режиссер хочет добиться и как это сделать: вспомните, он работал с Бергманом и знал, как снимают кино - просто он снимал по-своему. И вышло ни на что не похожее, завораживающее произведение искусства... 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)