Соломенные псы

]]>
]]>

Straw Dogs, 1971

Straw Dogs, 1971

Молодой американский математик приезжает с красавицей-женой в места ее юности - английскую провинцию. Он надеется поработать в деревенской глуши, но спокойной жизни, похоже, ждать не стоит.

Режиссер: Сэм Пекинпа

В ролях: Дастин Хоффман, Сьюзен Джордж, Питер Вон

Это удивительно поэтический фильм и сразу по нескольким причинам. Во-первых, он, казалось бы, очень ясный, персонажи прописаны четко, их психология выстроена, но... Если присмотреться, то в повествовании то появляются недосказанности, то наоборот - намеки там, где им, казалось бы, не место. Вот, к примеру, у Хоффмана, которому, по всеобщему убеждению, до поры до времени положено быть безобидным "тюфяком", с самого начала фильма нет-нет, да и мелькнет в глазах что-то очень зловещее.

Вторая причина, по которой этот фильм поэтичен - его родство... с народными балладами. Как и во многих народных песнях, суть здесь и причина всеобщей погибели - женщина и ее коварство. Это в поздних, авторских переработках завелись благородные леди, ждущие возлюбленных - в народных версиях, насколько я помню, все было гораздо мрачнее. Здесь даже выстроена перекличка, призванная подчеркнуть этот мотив: молодая девочка, из-за случайной гибели которой толпа и ополчилась на дурачка, сама повела его соблазнять. Она тоже открылась для удара судьбы, "объявила себя жертвой".

С другой стороны, и сам главный герой не очень-то интересуется своей супругой: из фильма, собственно, непонятно даже ключевое - а знает ли он об изнасиловании? Собственно, его отпор сюжетно вообще никак не связан с насилием над женой: он встает на защиту дома и человека, которого он приютил.

Пересматривая фильм сейчас понимаешь, что, по сути, он выстроен... по всем канонам фильмов ужасов. Во-первых, герои сами объявили себя уязвимыми, жертвами: помните, как жена полуобнаженной, намеренно, фланировала перед окнами, показывая себя рабочим? В том числе - и тому, с которым встречалась раньше? Это и есть процесс перехода, точка невозврата: с точки зрения любителя ужасов, это все равно, что стоять перед зеркалом и твердить "Кэндимен". Впрочем, таких точек в фильме несколько: это и само изнасилование, и противостояние возле дома, и убийство шерифа - каждый раз конфликт затягивается все туже. Хотя в большинстве случаев его предпочитают обозначить один раз и далее уже строить саму историю: возьмите "Я плюю на ваши могилы". Девушка загорает полуголой - тем самым приглашая Чудовищ в свою жизнь, Чудовища отзываются - местные жители приходят, чтобы ее изнасиловать. Это и есть точка невозврата в истории - пружина конфликта взведена. Но героиня выжила и устроила обидчикам кровавую баню - конфликт разрешается. При общем сходстве двух фабул, структура сюжета в "Соломенных псах" гораздо сложнее, она не стремится по прямой к разрешению конфликта, а кружит вокруг него, как по спирали.

Более того - само нападение на дом, сцены финального противостояния любому поклоннику хоррора просто не могут не напомнить классику жанра, ставшую шаблоном для многих и многих фильмов - "Ночь живых мертвецов", легендарный дебют Джорджа Ромеро. Снята она была, напомню, в 1968 году, но, с другой стороны, прямого влияния здесь может и не быть: даже сам Ромеро никогда не скрывал, что этот сюжетный ход возник под влиянием вестернов.

Теперь, что касается главных приманок для зрителя: насилия вообще и пресловутой сцены изнасилования в частности. Слухи о запредельной жестокости фильма несколько преувеличены: как и в "Сербском фильме", режиссер откровенно щадит зрителя: большую часть разборок Пекинпа снимает в темноте и на экране практически невозможно разглядеть подробностей. А вот сцена изнасилования сделана великолепно: она на голову превосходит большинство подобных эпизодов, включая переоцененную и бездарную "Необратимость". В первую очередь, произошло это потому, что сцена потрясающе выстроена психологически.

Обратите внимание, что когда появляется будущий насильник - девушка сначала отзывается на его поцелуи, собственно, как уже было сказано, она и раньше его провоцировала. Да и потом, когда она говорит "нет", язык ее же тела с ней не согласен - почему насильник и говорит ей "не играй со мной". Следующий переломный момент происходит, когда ей, уже поддавшейся "насильнику" и добровольно отдающейся ему, приходится принять в себя и следующего "желающего", причем, судя по всему, "в извращенной форме". Обратите внимание на дальнейшее развитие событий - она, похоже, так и не сказала мужу, что произошло, но она постоянно сравнивает его с насильником. И не совсем понятно, в чью пользу.

Как в этой сцене, так и во многих других эпизодах фильма, виртуозно используется монтаж - то и дело вклеиваются планы настолько короткие, что поймать их на стоп-кадре, к примеру, почти невозможно, но глаз их воспринимает. И на психику зрителя они тоже действуют, будьте уверены. Примерно теми же средствами того же эффекта (убежденности зрителя в том, что он видел больше жестокостей, чем ему показали) добивался Тоуб Хупер в гениальной "Техасской резне бензопилой".

Для киноманов, наверное, стоит отметить, что старик-пьяница, предводитель нападающих - будущий мастер Эйемон из "Игры престолов". Оцените разницу двух образов, как говорится.

В целом - не самый мой любимый, но мастерски сделанный фильм, к которому хочется время от времени возвращаться и которой интересно анализировать. А еще интереснее, сохранились ли подобные нюансы в римейке - или его предпочли "насытить" другим содержанием.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)