Роберт Говард - Повелитель кольца

11 октября 2014 г.Просмотров: 1428RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Robert E. Howard  - The Haunter of the Ring, 1934

Друг Джона Кирована рассказывает ему престранную историю: его жена, похоже, пытается убить его. Причем после каждой попытки она ничего не помнит, словно ее сознание на некоторое время отключалось. 

Отлично написанный мистический триллер, который был опубликован в 1934 году легендарным журналом Weird Tales и принес тогда автору целых 60 долларов. 

Рассказ превосходно читается до сих пор, хотя вычислить почти все детали разгадки для опытного читателя не сложно. Особенно интересен он двумя аспектами: во-первых, здесь мелькает отсылка, связывающая истории о Джоне Кироване с произведениями о Конане. Кольцо Тот-Амона, змеиное кольцо Сета, упоминалось еще в самом первом произведении о киммерийце, "Феникс на мече". 

Ну и второй аспект, который отмечаешь по ходу чтения, это несомненное "сходство строения" этой истории с рассказами о Шерлоке Холмсе - с поправкой на мистическую составляющую, разумеется. Дальше, само собой, будут СПОЙЛЕРЫ. 

Обратите внимание: действие начинается со сцены, в которой некто (приятель, но, в данном случае, это несущественно), задает героям загадку, рассказывает о непонятном событии. Кирован и его приятель - причем все происходящее мы видим глазами последнего - отправляются на "место преступления" - где главный герой и видит подсказку к разгадке, непонятную остальным. Он следует в логово злодея и карает преступника его же оружием. Такая сюжетная схема нередко встречалась в произведениях Конан Дойля, да и для детектива в целом она вполне характерна. Большая часть ключей к разгадке у нас есть: прямо назван ревнивый соперник, упомянут его подарок. Итого мы знаем преступника, мотив и даже орудие преступления. Дело явно в кольце и, само собой, оно позволяет управлять волей человека на расстоянии - но, из всех персонажей, только Кирован знает что это за кольцо. Такая "фигура утаивания" у Дойля встречалась нередко: Холмс в отличие от остальных, знал свойства какого-нибудь экзотического яда или растения и потому понимал, что может происходить в той же "Дьяволовой ноге" или "Львиной гриве".

Чем еще запоминается рассказ, так это самой игрой с понятием мистического. В начале мы сталкиваемся с мистическими событиями, кульминации они достигают в сцене расправы со злодеем. Потом, в утренней сцене, мы, как и приятель Кирована, рассказчик, некоторое время нежимся в уверенности, что все это - просто гипноз, демонов не существует, ага... И тут Кирован намекает, что мы ошибаемся, а мир сложнее и некомфортнее, чем нам казалось. Подобная структура часто встречается в современных фильмах ужасов, но тогда, если я не ошибаюсь, она еще была в новинку. К тому же, в рамках небольшого рассказа она выглядит концентрированее, чем в полнометражном фильме. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us