Ричард Лаймон - После полуночи

21 марта 2014 г.Просмотров: 2789RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Richard Laymon - After Midnight, 1997 

Элис просто сторожила дом своих друзей... Как вдруг в дом начал ломиться голый маньяк, по телефону позвонил ошибшийся номером мужчина... А потом и вовсе раздался звонок в дверь. Бедняжка Элис, вооружившись саблей времен Гражданской войны, пошла открывать - и рубанула наотмашь. Вот только, это был не маньяк...

Еще один роман Лаймона, который я обозреваю - и еще один, вошедший в список "100 лучших романов ужасов". Вкус составителей с "Зоны Ужасов" не подвел и на этот раз, хотя с распределением мест я бы поспорил: "После полуночи" занимает 87 место, а, к примеру, "Подвал" того же Лаймона - аж 69. Я бы поставил "После полуночи" выше, чем "Подвал", но, возможно, сыграло свою роль то, что первую из этих книг я читал в оригинале, а вторую - в переводе. "После полуночи", насколько мне известно, пока не переводился вовсе. 

Как бы то ни было: в данном случае, мы имеем триллер, переполненный черным юмором и почти сюрреалистический по своей интонации. С одной стороны, развитие сюжета несколько напоминает братьев Коэнов времен того же "Фарго": обычный человек нежданно становится преступником, пытается замести следы и постепенно влипает все глубже и глубже. С другой стороны, само нагнетание ситуаций, в которую попадает героиня и почти сюрреалистическое преображение обычной женщины в маньячку и преступницу -  отдает уже, скорее, Дэвидом Линчем времен этак "Синего бархата". Помните, как обычный человек, обнаружив на своем газоне ухо, словно проваливался в другой мир, безумный как криминальная версия "Страны Чудес"? У Лаймона возникает схожий эффект: психологически достоверное, дотошно прописанное начало развивается в историю, в которой в городском парке могут ненавязчиво проживать маньяки и каннибалы. Этому эффекту более чем способствует и подход Лаймона к психологии персонажей: возьмите, например, того самого маньяка, с которым героиня столкнется. Не смотря на долгое общение персонажей, мы так и не узнаем, кто он, откуда и как дошел до жизни такой - он, скорее, "просто маньяк", скорее типаж, чем персонаж.

В принципе, не смотря на то, что произведения Лаймона сильно отличаются по сюжету, их внутренний стержень примерно одинаков: обычный человек, в той или иной мере - закомплексованный неудачник, обнаруживает в себе склонность к насилию и злу, которую никто от него и не ожидал бы. Человек зол - вот краткое резюме любой его книги. В данном случае, впрочем, есть даже своего рода хэппи-энд - примерно как в "Прирожденных убийцах" Оливера Стоуна

Если коротко - отличная книга, одна из лучших, мною читанных у Лаймона. По степени чернушности ни в чем не уступает прочим образчикам его творчества, но временами становится безумно смешной. Впрочем, шоковость и этой книги, и вообще его творчества лично мне кажется несколько преувеличенной. Зато ритмика рассказа практически нигде не проседает, оторваться от книги не так-то легко. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us