Район Тьмы: Правосудие

]]>
]]>

Dark area: Justice

Район Тьмы: Правосудие

Банда черных риэлтеров обманывала стариков и убивала их, чтобы завладеть квартирами. Пока не столкнулась с другой бандой: организацией "Народная расправа", члены которой решили, что если судебная система дала сбой, то они его исправят. Сами, лично...

Режиссер: Арсений Гончуков

В главных ролях: Юлия Ауг, Виктор Мютников

Как обычно, обсуждать эпизод этого сериала и не допустить спойлеров - задача невозможная, так что, если вы еще не смотрели серию - прочтите обзор после просмотра, пожалуйста.

Первый раз за все это время я пишу рецензию на серию едва ли не через месяц после первого просмотра - в дни, когда уже вовсю монтируется следующий эпизод. Но над этой серией пришлось подумать, причем, не над вопросами, которые она поднимает, а над тем, как и зачем это было сделано. Ну и над вопросами, которые она вызвала у зрителей, не без того...

Сразу вызывает интерес две особенности: во-первых, это уж вторая серия в сезоне, основанная на реальных событиях. Предыдущей была "Принцесса" - пожалуй, самая мистическая и неожиданная серия в сезоне, а заодно - одна из моих самых любимых. В данном случае, у нас не прсто нет никакой мистики - "Правосудие" вообще сделано в пресловутом жанре "псевдодокументального" кино - причем сделано насколько достоверно и со знанием дела, что многие зрители ловятся на удочку режиссера. В самой этой правдоподобности нет ничего удивительного - Арсений Гончуков работал в документальном кино, он представляет, как устроен этот тип рассказа. Интереснее другое: во многих отзывах зрителей мелькает утверждение, что Юлия Ауг, актриса довольно известная, своим появлением в одной из главных ролей, этот эффект разрушает. Но в серии в целом было задействовано 10 профессиональных актеров, Виктор Мютников, к примеру, снимался во многих сериалах, включая "Тайный город". Тем не менее, упоминают только ее - возможно, потому, что ей, довольно известной актрисе, досталась еще и одна из самых ярких ролей. С другой стороны, я, например, кажется, вообще не одного фильма с ней не видел, так что для меня эффект документальности сломан не был.

При этом - о чем, собственно, сам режиссер прямо говорит на сайте сериала - весьма сложной была работа над структурой серии. Нам показывают "документальные" кадры, снятые самими активистами, не менее "документальную" журналистскую передачу об этих событиях - ту, которую якобы вообще не пустили в эфир. Рассказ постоянно переключается между этими двумя частями, причем проделано это действительно виртуозно - зрителя постоянно выбивают из "зоны комфорта", не давая ему до конца сложить "картинку происходящего", но зато постоянно сталкивая с непростыми моральными вопросами. Перед нами три группы персонажей: боевики "Народной расправы", "черные риэлторы" и "потерпевшие", с которыми общаются журналисты.

Еще раз подчеркну: в рамках этих обзоров меня напрочь не интересует моральная сторона рассказанной истории, с ней зритель пусть сам разбирается. Мне интересно как эта история рассказана и зачем она рассказана именно так - тем более, что в данном случае режиссер манипулирует зрителем с исключительной профессиональностью.

Первый же титр содержит небольшую ловушку "... дело не дошло до суда" - говорят нам. Но, как уточняет следующая надпись, "Народная расправа" похитила обвиняемых еще до конца следствия - то есть, у правосудия вообще не было шанса сказать свое слово: осудили бы преступников или нет - нам уже не узнать. Впрочем, осознаешь этот нюанс не сразу, может быть, даже не при первом просмотре. Важно и то, что нам не говорят, что сделали похитители с обвиняемыми.

Первое интервью длится меньше минуты и здесь снова есть интересный манипуляторский нюанс. Тех, у кого журналисты берут интервью нам представляют как "потерпевших" - хотя, если зритель задумается, то поймет, что это родственники жертв, а не сами жертвы. Само выступление женщины продолжается меньше минуты, она успевает только рассказать о "настоящей бабушке, которая встречала ее пирожками". И тут же - переход на запись, сделанную "Народной расправой". Она длится еще меньше - примерно 30 секунд, мы успеваем увидеть только похитителей в масках и женщину - напуганную, но еще не сломленную, она говорит с явным вызовом, давит на преступников. Один из них снимает перед ней маску... Опытный зритель криминальных программ понимает - если похититель позволяет себя увидеть, то, скорее всего, жертве не жить. Интересно, что одна из помощниц его одергивает: отсюда можно предположить, что убийство первоначально не планировалось, иначе какая разница, видели "риэлторы" их лица или нет? И вся эта, насыщенная и эмоциями, и смысловыми оттенками сцена, напомню, укладывается примерно в полминуты.

Следующая врезка - снова примерно 40 секунд. Нам показывают подростка, которого журналист доводит до истерики, заставляя снова пережить гибель пробабушки. Блестяще сделанная сцена: опять-таки, при первом просмотре этого, скорее всего, не осознаешь, но весь этот фрагмент с точки зрения журналистики сделан чудовищно плохо. Во-первых, по большей части, нам крупным планом показывают глаза подростка, которому задают эмоционально давящие вопросы. А во-вторых, что дают эти вопросы в информационном плане? "Что ты почувствовала, увидев труп жестоко убитой пробабушки?" - это не вопрос криминального журналиста, ответ-то, в общем-то, очевиден. Это давление на эмоции - и собеседника, и, тем самым, зрителя, подходящее, разве что, "желтой прессе".

И еще одна врезка с похищенными - снова примерно полминуты, отданные под действительно блестящую игру Юлии Ауг: женщина в панике, она пытается успокоить сына (тот все еще сидит с мешком на голове). И снова - воздействие на эмоции, но новой информации мы получаем мало.

Новая врезка с "потерпевшей" - и обратите внимание на контраст между паникой героини Ауг и спокойной самоуверенностью нового персонажа. Хотя под конец небольшой речи "пробивает" и ее тоже - причем до того, как нам расскажут хоть какие-то подробности произошедшего.

Следующий переход просто прекрасен: сначала - небольшой отрывок, в котором похитители начинают давить на "риэлторшу", сразу после него - очередной "потерпевший", старик, которого спрашивают "кем вы приходились покойной?". Умом зритель понимает, что "покойная" в данном случае - старушка, одна из жертв "черных риэлторов", но подсознательно возникает "эмоциональная рифма" с предыдущими кадрами.

Практически ровно на середине серии нас ждет ключевой момент: самый длинный отрывок, из показанных до сих пор - который явно и четко показывает убийство, совершенное похитителями. При этом - немаловажная деталь: двое других похищенных (как понимает зритель, сын и муж убитой) до сих пор сидят с мешками на голове.

Тут самое время обсудить интересный момент, который, кажется, никто не комментировал в связи с этой серией: вопрос о мстителях. Для современной массовой культуры это фигура крайне расхожая: практически любой супергерой - и есть такой мститель. Иногда их в русских переводах так и называют "линчеватели". И есть мнение, не раз уже озвученное, что на русской почве фигуры, подобные Бэтмену и Супермену невозможны, не приживутся. По сути, американские супергерои занимаются ровно тем же, чем и герои этой серии: находят преступников, ловят их и... Вот тут наступает самое интересное: чаще всего, персонажи комиксов все-таки ловят злодеев, которые обычной полиции не по зубам, а не похищают уже арестованных их участков. А во-вторых, супергерой и борец с преступностью в комиксе как правило связан железным правилом: не убивать. Бэтмен может осознавать, что Джокера сдавать полиции бесполезно: рано или поздно он все равно убежит. Но Бэтмен все же не убивает Джокера... И супергерои-отморозки, на которых это правило не действует, кто-нибудь вроде Карателя - только исключение, которое подтверждает правило. Они - не альтернатива Бэтмену, а контраст для него. В "Районе Тьмы", как мы видим, все происходит иначе.

Эта сцена становится жестким сломом в течении рассказа. Сначала потерпевшим задают вопрос: "готовы ли вы обсудить то, что произошло" - а сразу после этого продолжение событий видим мы. Убивают не только женщину, но и ее сына - жалкого, рыдающего парня в майке с символикой Angry Birds и каламбурной надписью "Не переживайте, будьте злыми". Муж тоже показан жалким, рыдающим типом - в отличие от похитителя-убийцы.

При этом - опять-таки, достаточно интересное решение - на тот момент зрителю еще не известны никакие подробности преступлений "черных риэлторов": что они делали, как, в чем заключалась вина каждого из похищенных? Что именно делал сын этих риэлторов, например, был ли он прямо вовлечен в преступления?

Лишь потом мы услышим рассказ ведущего и увидим отрывок, якобы записанный на телефон этого парня: семейка в деле. Но это будет уже после того, как нам показали расправу над людьми, сути преступлений которых мы еще не знали.

И, наконец, как и в других сериях "Района Тьмы" нас ждет крайне неожиданный финал. Потерпевшим задается вопрос, но он крайне интересно сформулирован. Их не спрашивают о тех, кто убил их близких - их спрашивают об участниках "Народной расправы". Если бы вы были судьей - готовы ли вы оправдать убийцу тех, кто убил ваших родственников? - именно так звучит этот финальный вопрос. И, знаете, если уж обсуждать моральные стороны всего этого сюжета - лично я могу сказать только одно: не дай бог каждому из вас всерьез отвечать на подобные вопросы. Возможно, это самая страшная сцена во всей серии - хотя на первый взгляд это и не очевидно.

Такой вот получился эпизод: псевдодокументалистика, но без злоупотребления "пьяной камерой"... Серия, стилизованная под журналистское расследование, но временами едва ли не пародирующая приемы нашего телевидения.... Серия, которую непросто смотреть и которая заставляет очень долго думать - при том, что продолжается всего-то пятнадцать минут.

И, как обычно, ролик о создании серии:

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4
    
    • Комментариев: 4

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Аноним | 7 марта 2017 в 23:39:05

      >Они - не альтернатива Бэтмену, а контраст для него. В "Районе Тьмы", как мы видим, все происходит иначе.

      Это потому что показаны не супергерои, а простые виджиланты, которым так любит симпатизировать среднестатический обыватель.

      >лично я могу сказать только одно бла-бла-бла

      А чего не обсудить, собственно?

      Орущим на улице пьяным малолеткам автор не желал ничего хорошего, а тут нате вам...

      •  vxga | 8 марта 2017 в 00:00:55

        Во-первых, выражения типа "бла-бла-бла" обычно используются, чтобы показать крайнее неуважение к собеседнику. Уж постарайтесь на будущее воздержаться либо от грубостей, либо от комментариев.

        Технически, Бэтмен - тоже "простой виджиланте", у него нет суперсил. За Сорвиголовой или Человеком-пауком я, кстати, тоже не помню горы трупов. Но это отдельная тема и довольно сложная.

        Что касается обсуждения, то все просто: с наглыми и пьяными малолетками я сталкивался и могу об этом судить, исходя из своего опыта. Но моих близких не убивали, за них не мстили - и потому я не знаю, что бы чувствовал и чтобы сказал, попав на место персонажей этой серии. Надеюсь, что и не узнаю.

    •  Аноним | 8 марта 2017 в 12:38:47

      Во-первых, рекомендую тогда не открывать комментарии, если подобное задевает тонкие струны души.

      Уж постарайтесь на будущее воздержаться от нудного морализаторства, которого за последний год тут стало в разы больше.

      Во-вторых, технически, Бэтмен - обычный толстосум, который решил, что он выше закона.

      Что он после себя оставляет - горы трупов или нет, неважно.

      (И, кстати, пару трупов он после себя таки оставил)

      Другое дело, что он заранее помещен в фантастический контест выдуманного мира, как и остальные вышеперечисленные.

      А сериал, между тем, заигрывает не с фантастикой про идеализированных титанов, спасающих родные пенаты по триста раз на дню, а с обыкновенной уголовной бытовухой и мелкими обывательскими страстями-страстишками (измена жены, пьяные малолетки, проявления политической ненависти, теперь вот и месть за родственников).

      А чем там Бетман с Пауком занимались?...

      То-то и оно.

      •  vxga | 9 марта 2017 в 09:07:25

        Мой сайт - мой дом и я буду здесь писать о чем хочу и как хочу. Не нравится - проходите мимо. Точно так же комментарии в хамском тоне я пропускать ни у себя дома, ни у себя на сайте не буду - независимо от того, есть ли в них, помимо хамства, здравые мысли. По сути вашего последнего высказывания - понимания комиксов как жанра и явления культуры у вас, мягко говоря, слабоватое.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)