Пробуждение (Алмаз семи звезд)

]]>
]]>

The Awakening, 1980

The Awakening, 1980

Археолог в Египте, следуя указаниям старинной книги, находит гробницу царицы, которой полагалось быть забытой. Ее злой дух вырывается на свободу, а несколько лет спустя и вовсе находит возможность вселиться в тело дочери того самого ученого.

Режиссер: Майк Ньюэлл

В ролях: Чарлтон Хестон, Сюзанна Йорк, Джилл Таунсенд, Стефани Цимбалист

Для начала, по традиции, лучи поноса тем, кто высасывает из неудобосказуемых мест (но точно не из пальца) русские название фильмов. Во-первых, никакого алмаза даже близко не фигурировало ни в фильме, ни в романе, на котором он был основан: у Брэма Стокера речь шла о рубине, в фильме драгоценный камень вообще толком не фигурировал. А во-вторых, как обычно, исходное название не имеет ничего общего с фантазиями русских переводчиков и прокатчиков.

Сами по себе создатели фильма внушают почтение: Майк Ньюэлл, для которого этот фильм стал первой полнометражной кинокартиной, которую он поставил, в дальнейшем успеет поработать, к примеру, над фильмами о Гарри Поттере. Чарлтон Хестон - и вовсе живой классик кино, игравший в "Бен-Гуре" и незабвенной "Планете обезьян". Более того, считается, что это первый фильм о мумиях, на самом деле снятый в Египте. В одной из его сцен даже "сыграла" самая настоящая песчаная буря, упрямо "посещавшая" площадку, пока ее не оставили в кадре.

В принципе, результат их стараний впечатляет: это уже третья по хронологии создания экранизация "Драгоценности семи звезд" и, на данный момент, лучшая из мною виденных - даром, что попутно она еще и самая вольная. По сути, здесь была взята история раскопок мумии: в книге Корбек, который был не профессором, а его помощником, рассказывает об этом в течении одной главы. Здесь эта история занимает большую часть фильма - с некоторыми добавлениями и отступлениями: к примеру, жена Корбека и не думала умереть при рождении дочери.

Тем не менее, получилось довольно цельное мистическое произведение, в котором мистика как таковая четко вписана в психологическую жизнь героев: запоминается, к примеру, сцена, в которой взрослая дочь впервые приезжает к отцу и сидит на его лекции, до поры до времени не узнанная.

С точки зрения любителя мистики фильм интересен еще одним: в нем явственно ощутимы мотивы "Знамения" (The Omen): гибель ученого, который пытался противоречить Корбеку, к примеру. Самое забавное, что когда планировались съемки "Омена", то Чарлтон Хестон был одним из кандидатов на главную роль. Так что "Пробуждение" стало для него, в своем роде, реваншем. Правда, успех этой экранизации Стокера был значительно меньше, так что еще не факт, жалел актер о своем решении или нет.

Если сравнивать с романом Стокера, то, по сути, это экранизация побочных сюжетных линий романа, тех, которые мы знаем либо по пересказу, либо по кратким упоминаниям. Главных изменений в этой части сюжета два: как уже упоминалось, во-первых, Корбек из помощника стал главным героем, а во-вторых, его жена не погибла при родах. Забавно было видеть как мотив сейфа и царапины, полученной главным героем все-таки возник и в фильме - но тогда, когда этого уже не ждешь, а сюжет не особенно нуждается в таком повороте.

Еще одно, и довольно любопытное, изменение, произошло даже не в сюжете фильма, а его интонации, атмосфере. Дело в том, что время действия перенесено в "наши дни", а потому изменилось немало нюансов в отношениях англичан и египтян: к примеру, главный герой уже не может так запросто вывести мумию из страны. Более того, он искренне беспокоится о сохранности раритета и даже пересекает полмира, узнав, что мумия начала портиться. Это несколько противоречит тексту романа, в котором развернуть мумию для героев было делом обыденным, а уж покупка кошачьей мумии в английской лавке - и вовсе мелочью. Еще сильнее такая трогательная забота расходится с устойчивыми слухами о том, что англичане с американцами то на удобрение мумии перерабатывали, то в топку вместо топлива бросали. Последнее, правда, миф, возникший из рассказа Марка Твена. В любом случае, на рубеже XIX - XX веков, египетские древности такого рода вызывали значительно меньше заботы.

В целом, фильм отлично смотрится и вызывает интерес - именно тем, что на экране предстали периферийные фрагменты истории, а не основной сюжет, знакомый на зубок по прежним версиям.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us