Последняя из Красных Шапочек

24 января 2019 г.Просмотров: 1223RSS
]]>
]]>

Le dernier chaperon rouge, 1998

Le dernier chaperon rouge, 1998

Чудовище, живущее в лесу, напало на Красную Шапочку и покалечило ноги. Девушка сумела убить чудовище - и осталась жить в его доме, мечтая лишь об одном - танцевать, как раньше. И вот, много лет спустя, в лесу появилась новая Красная Шапочка - молодая, с красивыми ногами...

Режиссер: Ян Кунен

В ролях: Эммануэль Беар, Марк Каро

У меня забавные отношения с самим жанром "переделка сказки на новый лад": я люблю его и довольно часто смотрю - но вознаграждает он редко. Данный экземпляр и вовсе вызывает странное ощущение - в фильме хорошо практически все, кроме сценария и режиссуры.

По сути, перед нами сюрреалистическая фантазия на тему, хоррор-мюзикл с приятными слуху, хотя и не запоминающимися песнями. Он красиво снят, декораторам, гримерам, костюмерам - мое почтение. Эммануэль Беар на диво здесь обаятельна и демонстрирует довольно интересный образ: самой актрисе, как я понимаю, здесь хорошо за тридцать, но ее Красная Шапочка - наивная девочка с огромными глазами и забавными косичками. С другой - и, как мне кажется, намеренно - из под этого образа временами выглядывает взрослая женщина, чтобы тут же спрятаться обратно.

Если же говорить о сценарии, то тут возникают многочисленные вопросы. По сути, каков каркас сказки Перро: это история странствия, Красная Шапочка отправляется к Бабушке - дружественному ей, но, по сути, пассивному персонажу: в большинстве версий Бабушка - просто цель путешествия. По дороге она встречает враждебную силу, Волка и, в финале, сталкивается с подменой: Волк прикидывается Бабушкой и Красная Шапочка, не распознав обман, гибнет. В некоторых версиях ее потом спасают, но это уже поздние добавления. Любопытно здесь то, что, как минимум еще во времена Пьерро, в сказке видели отчетливые сексуальные мотивы, а по мнению Берна, насколько я понимаю, в сюжете явно подразумевается сексуальная агрессия, причем еще вопрос, кто этим агрессором выступает. Его анализ сказки с точки зрения марсианина всецело рекомендую: чтение любопытное и забавное.

В фильме Кунена подавляющее большинство акцентов смещены: если мы примем, что старая Красная Шапочка - местный аналог Бабушки, то нельзя не заметить, что здесь она - сила враждебная. Более того, непонятно, зачем вообще Красная Шапочка полезла к ней в дом, почему стала беседовать с непонятным существом в постели - и так далее, и тому подобное. На мой взгляд, мотив подмены здесь не возникает - более того, по сути, эта история двух агрессоров, вырывающих друг у друга жертву. Охотники здесь вообще выброшены за ненадобностью, но это в любом случае персонажи необязательные и появившиеся в поздних версиях сказки.

На мой взгляд, произошло здесь следующее: весь каркас истории был полетел в окно и заменен на свой, не вполне внятно изложенный сюжет. Чтобы оправдать название фильма, были сохранены отдельные мотивы, образы и даже знаменитый финальный диалог про глаза и зубы. На мой взгляд - чистейшая отмаза, потому что настоящий сюжет фильма - в другом. Напомню, что он начинается с истории балерины, потерявшей ноги и мечтающей их вернуть, а продолжается - Эммануэль Беар в очень коротком, едва прикрывающем бедра, платье, которое, к тому же, то и дело задирается то ветром, то персонажами. По сути, перед нами чисто фетишистское кино, в котором режиссер прилюдно восхищается ногами актрисы - примерно как у Тинто Брасса суть многих фильмов - в обожании необъятных задниц. При этом, не могу не отметить, что как режиссер Брасс гораздо талантливее и интереснее Кунена, а те обрывки истории, которые заменили первоначальную историю - не убедительны, обрывочны и сами по себе особого интереса не вызывают.

По сути, этот фильм - набор очень красивых кадров под неплохую музыку, и не более того. Искренне подозреваю, что рассматривать кадры из него под саундтрек будет интереснее, чем смотреть сам фильм. Вместо того, чтобы рассказать историю - пусть и кардинально отличающуюся от истории Красной Шапочки, это грех простительный - автор фильма увлекся созданием антуража и привнесением в киноленту как можно большего количества "сюрреалистических наворотов". Не спорю, есть категория зрителей, которая способна обнаружить откровения даже в пятнах Роршаха и чем менее осмысленно действо на экране, тем больший кайф они, соответственно, получают. Но это, извините, не моя чашка чаю.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us