]]>
]]>

Dark Shadows: Season 1, Episode 331 - 340

Dark Shadows 1966

Дэвид, крича от ужаса, отбивался от летучей мыши, но, когда взрослые прибежали на помощь - ее не оказалось в комнате. Более того, окно, в которое она якобы влетела, было накрепко заперто. Но, в таком случае, что это было? Очередной кошмар мальчика с бурным воображением или нечто более страшное? Например, галлюцинация...

Автор идеи: Дэн Кертис

В ролях: Луис Эдмондс, Дэвид Форд, Александра Айлс, Кэтрин Ли Скотт, Джоан Беннетт, Джонатан Фрид

Насколько я понимаю, авторы сериала решили завершить арку с Барнабасом, а потому его сюжетная линия (попытки скрыть свой вампиризм и поиски лекарства от него) наконец-то вышли на передний план. При этом, в лучших традициях "Мрачных теней" в сериале полно нестыковок, ошибок и недоработок, но, парадоксальным образом это не раздражает и не отталкивает зрителя. Как бы то ни было, сама история о вампире, который все больше паникует, делает глупости и, в результате, подвергает себя все большей опасности - это достаточно интересно.

331

Эта серия показывает, как минимум, две логические нестыковки и довольно забавные. Во-первых, Роджер,услышав сверху голос сына, бросается в гостиную первого этажа и спрашивает у своей сестры, что происходит. Отец не узнал голос сына и не понял, откуда идет звук? Во-вторых: а действительно - каким образом летучая мышь (нигде пока прямо не говорилось, что это был Барнабас) попала в комнату? Или вампиры уже могут проходить сквозь стены? Но об этой их способности пока ничего не сообщалось - хотя, при желании найти объяснение можно: к примеру, он мог превратиться в туман, войти через щелочку, потом превратиться в летучую мышь... Но тут уж бритва Оккама, полагаю, слегка затупилась бы. К тому же, подозреваю, что настоящее объяснение куда проще: создатели сериала, похоже, не особо задумывались над мелкими деталями его мифологии.

Для фанатов отметим, что это первый эпизод в котором текст вступления читает Джоан Беннетт.

332

В этом эпизоде со вступлением тоже получилось интересно: это первая серия, в которой Александра Айлс появляется, но не начитывает вводный текст. Ее героиня, кстати, делает забавную оговорку: она утверждает, что Дэвид вышел из кабинета, но, судя по тому, что мы видим на экране, он шел из кухни. Зато здесь один из самых забавных и заманчивых финалов за последние серии: Барнабас и Дэвид наконец встретились над гробом - хотя мальчик так и не видел прямого подтверждения, что его "кузен" - вампир. Если пересмотреть развязку эпизода, то становится заметно, насколько она, при всей ее увлекательности и мрачности действующих лиц, забавна: вампир успевает покинуть гроб строго в нужную секунду, потом подкрадывается и громко хлопает крышкой - во всем происходящем есть оттенок, напоминающий "Тома и Джерри".

333

Как и стоило ожидать, разрешился этот конфликт буквально в следующем эпизоде и самым предсказуемым образом: Дэвида спасла кстати подошедшая доктор Джулия, а когда, вдохновившись рассказом мальчика, Барк Девлин и доктор Вударт пришли в Старый Дом проверить подвал - никакого гроба там, разумеется не оказалось. Тут, правда, возникает пара вопросов: во-первых, зачем Барнабасу вообще было идти на противостояние с незваными гостями? Логичнее было бы сыграть в "полную открытость" и искреннее желание разоблачить фантазии ребенка. Во-вторых, как мне показалось, Барнабас завел их в какую-то другую часть подвала - но ранее мы даже не подозревали, что она там есть.

334

Эта серия, в своем роде, шедевр нелогичности даже по меркам "Мрачных теней". Его первая половина очень хороша, особенно разговор с Роджером. Он начинает разговор с Барком и доктором, как представитель местной "хорошей семьи", родственника которого обвиняют в абсурдных вещах на основании слов мальчика-фантазера, но постепенно становится понятно, что это - не более чем маска. Роджер - отец, который беспокоится за своего сына и находится в растерянности: он и хочет помочь своему ребенку и боится узнать, что его наследник сошел с ума. Актер не "пережимает", не напирает на внешние эффекты, но, на мой взгляд, довольно четко дает понять эти психологические переходы в своем персонаже. Роджеру редко достаются настолько выразительные сцены, но, надо отдать должное, актер отлично с ними справляется: по сути, его герой - один из самых "живых" в сериале.

Во второй половине этого эпизода доктор и Барк идут на кладбище с Дэвидом, чтобы заглянуть в мавзолей Коллинзов и убедиться, есть ли там тайная комната. По непонятным причинам, потайная дверь не открывается и два взрослых человека решают, что Дэвид фантазирует. Но почему им в голову не приходит сравнить размеры мавзолея внутри и снаружи? Казалось бы, это довольно очевидная мысль. Не говоря уж о том, что по панелям можно было и постучать, проверить, какой звук они издают. Зато увидев, что на гробе рядом лежит флейта, доктор тут же задумывается и решает, что это улика... Как хотите, но на мой взгляд, это едва ли не самая смешная сцена сериала на данный момент: мало ли кто мог занести ее в мавзолей, тем более, что выглядит флейта вполне обычной?

335

В этой серии доктор объясняет свою реакцию: его насторожила не сама по себе флейта, а многие накопившиеся "мелочи", вроде куклы Мэгги. По-своему логично, но эту реплику стоило бы перенсти в прошлую серию, чтобы избежать комического эффекта.

Это еще один эпизод, чей цветной оригинал не сохранился, существует только черно-белая копия весьма среднего качества. И снова хватает различных несшитостей: психолог - непонятно откуда взявшийся так быстро - несет шаблонную чушь про Сару как попытку "подружиться со смертью" - и никто не возразил ему очевидного: неизвестную девочку, похожую на Сару видели и другие люди, но никто не знает, откуда она взялась и куда делась. Ближе к концу эпизода Лиз рассказывает Барку неприятную новость: оказывается, продать дом, который присмотрели Барк и Вики нельзя - по условиям завещания предыдущего владельца продать его можно только члену семьи. Лиз даже предлагает новобрачным пожить где-то еще, пока дом нельзя будет легально продать, оспорив завещание в суде, - при этом непонятно, что мешает просто сдать этот дом на время, а продавать уже потом.

Стоит отметить и то, что доктор Вударт в очередной раз сменился: теперь его играет Питер Турджеон - предыдущий исполнитель роли отказался играть ее и дальше из-за забастовки, проходившей в то время. Об актере по первой серии с его участием сложно сказать ни плохое, ни хорошее - замена как замена.

336

Предыдущая серия закончилась ударно: доктор, наконец, столкнулся лицом к лицу с Сарой, причем нас даже не стали обманывать - пообщаться им таки удалось. Во время этого разговора с доктором Сара все время косится в сторону – то ли на съемочную группу, то ли, может быть, на монитор с подсказками. Во всяком случае, ее собеседник явно находится в другой стороне.

Она прямо заявляет, то некто не захотел, чтобы дверь открылась и «вчера она была запечатана», но сегодня Сара захотела ее открыть и потому «распечатала». Похоже, сверхъестественные существа еще и способны управлять дверьми – во всяком случае, некоторыми. Причем способна на это и Сара (призрак), и Барнабас (вампир): не смотря на то, что Сара не называла его прямо, кто еще мог хотеть запечатать дверь? Правда, тут есть и небольшое противоречие: Барнабас не мог знать, что герои отправились в фамильный склеп, но, конечно, он мог сделать логичный вывод, что после его подвала герои могут заинтересоваться и склепом тоже. С другой стороны, возможно, Сара просто не хочет выдавать себя – и запечатала ее сама, разозлившись на Дэвида. Это предположение, в целом, даже логичнее.

Следующая сцена, с Вики и Барком, крайне забавна: во-первых, ее зачем-то одели как маленькую девочку – характерное платье, бантик. Во-вторых, наша гувернантка едва ли не прямо заявляет, что если они не купят тот дом, то она не уверена, стоит ли спешить со свадьбой. Это выставляет персонажа в довольно любопытном свете для современного, испорченного воображения.

337

В этой серии сценаристов продолжают посещать гениальные идеи. Смотритель кладбища с пафосом вещает, что Барнабас – вылитый его предок и доктор, похоже, потрясен этим. Но, разве он ни разу не видел портрета в фойе Коллинспорта? Следующая сцена (разговор с Роджером в фойе Коллинспорта), кажется, намекает, что он просто не обращал на картину внимания – в принципе, это можно допустить, хотя, по мне, так это все равно выглядит натяжкой. А вот его поступок в финале – вообще не походит на действия взрослого и разумного человека: подозревая, что Барнабас, как минимум, что-то скрывает, а возможно и вовсе является ожившим мертвецом (слово вампир добрый доктор пока не называл) – он приходит домой к подозреваемому, заводит с ним, мягко говоря, вызывающий разговор – находясь наедине. Даже странно, что Барнабас не убил его – хотя был готов, чуть раньше, убить Дэвида.

338

Во время разговора Джулии с Барнабасом впервые красиво используется цвет: разные оттенки зеленого в одежде персонажей и шторах на фоне образуют весьма гармоничную картину. Буквально в следующей же сцене – разговоре Вики, Барка и Элизабет и Коллинспорте, цвета буквально спорят с друг другом и смотрятся довольно раздражающе, на мой непросвещенный вкус. Правда, если я правильно понимаю, цветное телевидение тогда было в новинку и я не думаю, что авторы «Мрачных теней» внимательно продумывали цвета.

Возвращаясь к теме свадьбы и жилья молодоженов: Элизабет предлагает им… жить в западном крыле дома, том, что стояло заброшенным – и все сомнения Вики о необходимости свадьбы тут же пропадают. Формально причиной тому – то, что ей не придется разлучаться с Дэвидом, воспитанником, но на деле, похоже, это было задумано, как лишнее подтверждение тому, что она – член семьи и подсознательно это чувствует. Тем же объясняется и странное предложение Лиз: позвать жить в доме гувернантку и бывшего заклятого врага семьи – мягко говоря, эксцентрично.

339

С точки зрения сценария – одна из самых изящных серий за последнее время: доктор роется в комнате Джулии, его едва не застает экономка, потом Джулия и Барнабас едва не успевают подняться в комнату, но их останавливают на «семейный совет». При этом создатели сериала не забывают не только поддерживать сюжетное напряжение в этой ветке, но и добавлять «вкусных» деталей в другие: пару минут назад, в Старом Доме Джулия едва не проговорилась о своих чувствах к Барнабасу, но он осмеял саму возможность этого. Посмотрите теперь, как он говорит «любой рад бы иметь такую спутницу, как мисс Винтерс» - и на реакцию доктора Хоффман: оператор даже специально перешел на крупный план, чтобы мы заметили мимику персонажей.

Правда, когда доктор Вударт таки обнаруживает дневник, он задерживается в комнате, чтобы полистать его и это может показаться натяжкой, но, с другой стороны, ему же нужно убедиться, что ему в руки попал именно тот дневник, который он искал. К тому же, надо полагать, что ему чисто по-человечески не терпится. В любом случае, развязка серии такова, что не перейти к следующему эпизоду сразу же – почти невозможно.

340

Серия развивается довольно любопытным образом и доктор Джулия Хоффман должна принять довольно неприятные решения: актриса как никогда хороша в этой роли, зритель до последнего подозревает, что она таки сломается. Разрешение ситуации, правда, вышло другим: Барнабас является лично. Причем снята сцена довольно любопытно: сначала за окном видна летучая мышь, потом в комнате материализуется сам Барнабас – из чего следует вывод, что вампиры «Мрачных теней» таки могут проходить сквозь стены. Ну или, как минимум, запертые окна. Но, что самое забавное – тень летучей мыши за окном пропадает уже после того, как Барнабас возникает в комнате, причем выглядит это так, словно она улетает, а не превращается в человека. В любом случае - прямое столкновение доктора и вампира - развязка интригующая, хотя я почти не сомневаюсь, что ее "сольют": во время предыдущего разговора доктор, мягко говоря, не жаждал переходить на сторону вампира, даже в научных целях.

До конца той арки, которая вдохновила, в свое время, римейк Тима Бертона остается всего ничего, 25 серий. Сериал по-прежнему крайне хорош в своей сфере: он не пытается давить, его настроение, чаще всего, довольно спокойное о нынешним меркам и, не смотря на все недостатки, "Мрачным теням" удается создать ощущение уютного мирка, в который хочется возвращаться.

Dark Shadows 1966

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)