Майкл Крайтон - Затерянный мир

28 сентября 2015 г.Просмотров: 1258RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Michael Crichton - The Lost World, 1994

Michael Crichton - The Lost World

Считается, что технология клонирования динозавров погибла вместе с так и не открывшимся "Парком Юрского периода". Более того, широкая публика так и не узнала, что эта технология существует. Но вот, в Латинской Америке, неподалеку от уже знакомого нам острова, похоже, завелись неизвестные науке животные...

Первый роман этого цикла появился в 1990 году, фильм, снятый по его мотивам вышел в 1993, а эта книга - еще через год. С одной стороны, в книге заметна попытка повторить формулу, которая уже принесла успех: вернулся математик Малькольм, специалист по теории хаоса, он снова угодил на остров, населенный доисторическими чудовищами, причем в подозрительно знакомой по предыдущему произведению компании... Тут и женщина-ученый, и парочка доставучих детей, и бизнесмен, который ничего не понимает в происходящем и нехорошие, жадные люди, чье вмешательство резко обостряет ситуацию. Словом - дубль два, но с другими именами. В принципе, подход вполне рабочий, если бы не два "но": сам же автор совершил ту же ошибку. что и его герои - он нарушил крайне хрупкую экосистему.

В первом романе была атмосфера производственного триллера: есть технология и производство, которое медленно разворачивается перед нашими глазами. Есть расчеты, которые показывают, что структура обязательно будет нарушена и все обернется катастрофой. И следить - так это произойдет или нет, и как именно начнется катастрофа - было гораздо увлекательнее, чем читать о побегушках с динозаврами, когда катастрофа все-таки разразилась. Во втором романе автор не отказался ввести все того же математика со сложными рассуждениями, но теперь они касаются причин гибели видов - и сам остров герой воспринимает, как модель, способную продемонстрировать верность или ошибочность теории. Засада в том, что эта проблематика, сама по себе интересная, никак не завязана на выживание героев - а потому и не создает того драйва, который ощущался в первом романе. События сами по себе, лекции, какими бы они не были интересными, сами по себе - примерно как это было у писателей времен Сальгари, которые, рассказывая о приключениях в джунглях, могли закатить лекцию на пару страниц о дереве, мимо которого герой пробежал. На этот раз философия воспринимается как параллельная структура, а не несущая конструкция.

При этом, влияние Спилберга и его блокабстера в книге более, чем ощутимо: экшена, беготни стало гораздо больше, но воспринимается он по-прежнему скучновато. Все-таки, суховатый, но точный стиль, которым отличаются лучшие страницы Крайтона, великолепно работает, если нудно прописать логическую задачу, но несколько хуже - когда речь о драматических догонялках с динозаврами. Стивен Кинг бы подпустил здесь поток сознания героев, в котором объяснялось бы какие именно детские комплексы заставляют персонажа бояться сверкающих клыков тираннозавра. Ричард Лаймон поведал бы, куда именно заползла ему струйка пота, пока он прятался от велоцераптора - и оба подхода сработали бы. Но описания Крайтона воспринимаются как поток данных, и потому не работают на описание "экшена": есть постановка задачи (за героем гонится динозавр), есть пути ее решения - но так и хочется заглянуть в ответ и перейти к дальнейшим событиям. К тому же, есть ощущение, то книга сознательно "затачивалась" под еще одну мегадоходную экранизацию, что и сказалось на тексте не лучшим образом. К слову - вынесенная в заглавие отсылка к Конан Дойлю, на мой взгляд, именно поэтому и не работает: на любом этапе развития сюжета, у него была на первом плане именно человеческая история, и ее никогда не подменяли догонялки ради догонялок.

В целом, книга все-таки читается с интересом, ритм временами провисает, но не настолько, чтобы книгу хотелось забросить. Но первому роману, все-таки, уступает.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us