Ким Ньюман - Женевьева неумершая

]]>
]]>

Kim Newman - Genevieve Undead, 1993

Ким Ньюман - Женевьева неумершая

Детлеф Зирк, старый друг Женевьевы, ставит пьесу «Странная история доктора Зикхилла и мистера Хайда», на ее премьеру явится, в том числе, и демон, созданный Великим Чародеем, которого победили наши герои. А потом Женевьеву будет поджидать заколдованный замок, высокопоставленный шантажист и... встреча с единорогом.

Главные ошибки, которые можно совершить при знакомстве с этой книгой - поверить издателю, который утверждает, что это роман и названию серии, которая заявляет, что действие происходит во вселенной Warhammer Fantasy. Первое утверждение неверно целиком: это сборник рассказов, которые по тону и стилю заметно различаются и, по сути, объединяет их только Женевьева, которая, к тому же, не всегда играет существенную роль в событиях, а иногда и вообще может быть заменена на любого другого вампира. Что касается вселенной "Молота Войны", то номинально это заявление правдиво: книга официально написана в рамках этой вселенной и там даже упоминается парочка географических названий и имен, родных для поклонников этого игрового сеттинга. В остальном - писатель творил, что хотел, а так как он - поклонник и знаток хоррора, а так же специалист по викторианской литературе, то произведение получается максимально далеким от канонов эпического фэнтези.

Первая новелла, с точки зрения внутренней хронологии - прямое продолжение предыдущего романа цикла, ее действие происходит "некоторое время спустя". По сути, рассказ объединяет две сюжетные линии: первая основана на "Призраке Оперы", вторая - на повести "Странная история доктора Джеккила и мистера Хайда", одном из лучших произведений Стивенсона. Причем канва событий более или менее точно следует за сюжетом "Призрака": здесь есть талантливый драматург, который стал чудовищем, актриса, которую он натаскивает. Будет даже погоня по катакомбам и тому подобные знаковые для легенды о Призраке сцены. Повинуясь законам вселенной, впрочем, различается подоплека событий: к примеру, превращение нашего Демона Потайных Ходов вызвано Тзинчем, одним из богов Хаоса, трикстером и специалистом по обману. Правда, само описание чудовища, довольно смутное, надо признать, лично мне больше напомнило последователей Нургла - но я могу ошибаться. История, написанная Стивенсоном - стала источником вдохновения для сюжетной линии демона, вселившегося в маску.

На мой взгляд, в этом рассказе как никогда тонка грань между прямым заимствованием и пост-модернистским обыгрыванием. Собственно, спасает автора только объединение двух историй в одну и привязка к реалиям другой, вымышленной вселенной. Но, при всем при этом, Ньюман умудряется создать увлекательное, вкусно прописанное повествование - именно этот рассказ я бы назвал лучшим в сборнике.

Переходя ко второму рассказу и пытаясь воспринимать книгу как цельный роман, читатель оказывается в полнейшей растерянности. Во-первых, есть прыжок в хронологии: Женевьева оказалась совершенно в ином месте, более того, ее внутреннее "я", самоощущение героини существенно поменялось - но автор не торопится рассказывать как и почему это произошло. Никаких подсказок, по которым читатель мог бы выяснить это самостоятельно - тоже нет. В результате остается только пассивно ждать, когда автор соблаговолит объяснить, что здесь, собственно, происходит. Первоисточник вдохновения есть и здесь: замок Уолдо, судя по всему, перешел из произведений Анны Рэдклифф, ведущей писательницы "готического романа", а имя Ватек - очевидная отсылка к "Ватеку", авторства Уильяма Бекфорда. И то, и другое я если и читал, то лет двадцать назад - не берусь судить, есть ли какие-то прямые переклички мотивов или Ньюман просто воспользовался знаковыми именами. В любом случае, это наиболее скучная, на мой взгляд, часть книги: автор нагнал такую концентрацию гротеска и пародии, что, по контрасту с соседними страницами, настроиться на чтение непросто.

Третий и заключительный рассказ в этом "романе" - практически чистое фэнтези: не уверен, что пришлось бы что-то существенно менять, если бы из рассказа выбросили не то, что Женевьеву, а и вообще вампирскую тему. По сути, фэнтези с детективом и привкусом "готического романа" - сдобренное просто лошадиной долей сентиментальности и мелодрамы. Опять-таки: если пытаться воспринимать как единый текст, то заворот мозгов обеспечен, если как отдельный рассказ, то впечатление неплохое, тем более, что автор нашел свой подход к такой заезженной теме как единорог.

В целом, книга неплохая, но даже для самого Ньюмана, видимо, проходная, даже не знаю, какой именно категории читателей ее бы стоило рекомендовать. Но, если не считать второго рассказа, то я свою долю удовольствия получил.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)