Говард Филлипс Лавкрафт - Герберт Уэст, реаниматор

12 ноября 2018 г.Просмотров: 184RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

H. P. Lovecraft - Herbert West-Reanimator, 1922

H. P. Lovecraft - Herbert West-Reanimator, 1922

Герберт Уэст - начинающий ученый, которому ставят палки в колеса старшие собратья, считающие его теории дикими. Дело в том, что Уэст одержим идеей воскрешения мертвых - но для опытов ему нужны трупы. И чем свежее, тем лучше...

Довольно любопытное для поклонника ГФЛ произведение, которое не так просто интерпретировать, как кажется на первый взгляд. История его создания незамысловата и, по сути, общеизвестна: приятель Лавкрафта, запускающий свой журнал, заказал ему цикл рассказов, по одному для каждого будущего номера. Писатель, ворча и жалуясь в письмах на поденщину, принялся за труд - и, судя по всему, закончил его довольно быстро. Но результат вышел несколько двусмысленным.

Во-первых, надо понимать, что это сериал в чистом виде: каждый рассказ открывается "кратким содержанием предыдущих серий" - причем занимает этот пересказ иногда почти треть главы. Далее идет экспозиция, рисующая новое положение наших героев и обстановку вокруг них - и шокирующая, жуткая развязка, заставляющая, теоретически, с волнением ждать следующего номера. Понятно, что современному читателю доступен сразу весь цикл целиком и потому он "работает" несколько иначе. В общем, при чтении стоит держать эту особенность текста в голове, чтобы не расстраиваться попусту из-за повторов. Тем более, кстати, написаны они любопытно, но к этому мы еще вернемся...

Для начала о моем восприятии: когда я впервые прочел "Реаниматора", этак четверть века назад, мне он показался очень увлекательным и временами очень страшным. В частности, образ бывшего ученого и декана университета, который превратился в безумца-каннибала, бьющегося головой о стенки психушки - это действительно сильный, жуткий образ. Перечитывая его сейчас я понял, что этот цикл цепляет уже не с такой силой, как раньше, но зато в нем замечаешь любопытные нюансы.

В частности, довольно необычна для ГФЛ сама интонация: есть многие типично лавкрафтовские ходы и стилистические приемы, но сам язык значительно проще, письмо прямолинейнее, да и само настроение этой вещи напоминает скорее пальп-литературу, чем лучшие вещи Лавкрафта - оно несколько легковесное.

Необычно для его творчества и то, что рассказчик здесь - наблюдатель, а не герой. На протяжении большей част цикла с ужасным непосредственно сталкивается не он, а Герберт Уэст, герой рассказывает не столько о своей реакции на происходящее, сколько о восприятии его друга - что и создает несколько непривычный для творчества мэтра эффект отстранения. Усугубляется он еще и тем, что мы сначала видим непосредственную реакцию на события и тут же, в рамках "пересказа предыдущих серий" видим, как тот же самый персонаж воспринимает те же самые события, но по прошествии определенного временного промежутка. Этот аспект вступлений Лавкрафта довольно любопытен и отчасти искупает включение их в книжный, а не журнальный вариант произведения.

Этот эффект "отстранения", структурная повторяемость глав и сама насыщенность цикла мрачными событиями создают еще один необычный для Лавкрафта эффект: рассказы об Уэсте начинают восприниматься, как самопародия. Ст. Джоши выдвигает следующую версию: "По моему мнению, этот рассказ, начатый не как пародия, стал ею с течением времени. Другими словами, первоначально Лавкрафт пытался писать свой "жуткий" рассказ более-менее серьезно, однако (по мере того, как до него все сильней доходила абсурдность этого предприятия) оставил эти попытки и обратил историю в самопародию - чем она, по сути, все время и была".

У меня, по мере перечитывания, возникла немного другая версия: есть ощущение, что ГФЛ, раздосадованный прохладным приемом своего творчества, решил поиздеваться над публикой, несколько упростив язык, добавив мелодраматичности и сенсационности - до грани, за которой и начинается, собственно "бульварное чтиво". Если так, то получилось вдвойне иронично, потому что "Герберт Уэст, реаниматор" стал одним из самых известных его творений. Причем известен стал именно сам цикл рассказов и основанные на нем экранизации - в отличие от ситуации с пресловутым Ктулху: многие ли из поминающих его всуе знакомы с первоисточником?

В любом случае, пародийная направленность этих рассказов интересна еще и тем, что многие произведения "золотого фонда" автора, пародией на которые "Реаниматор" воспринимается сейчас, на тот момент еще не были написаны. Отсюда другая любопытная особенность: с этим циклом рассказов, определенно, стоит ознакомиться всем, кому интересно творчество Лавкрафта, но делать это лучше не в хронологии написания, а позднее, будучи уже хорошо знакомым с его стилистикой, излюбленными идеями и приемами.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)