Энигма

10 марта 2016 г.Просмотров: 1755RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Aenigma, 1987

Aenigma, 1987

Если вы учитесь в пансионе, где убирается ваша мама, но шуток от спесивых однокашниц не миновать. Вы можете даже очутиться в коме, но разве это повод отказываться от мести виновным? Тем более, что в пансион приезжает новая ученица...

Режиссер: Лучио Фульчи

В ролях: Джаред Мартин, Лара Нашински, Улли Рейнталер

Гений итальянского хоррора снимает свой очередной фильм в Югославии - это само по себе настораживает, говоря о том, что продюсеры изначально намеревались экономить на всем. Впрочем, итальянцы тех лет как раз и интересны тем, что способны были снимать великое кино за копейки. В данном случае, впрочем, шедевра не получилось, но и совсем уж неудачей фильм назвать нельзя.

Саму по себе фабулу можно описать довольно просто: берем два фильма Ардженто ("Суспирия" и "Феномен") добавляем щепотку "Кэрри" - и вуаля. От Дарио взята, в основном, обстановка женского пансиона - неплохо, кстати, показанная на экране: не обошлось даже без сцены в балетном классе. От "Кэрри", разумеется, мотив "серой мышки", с которой обошлись чересчур круто и теперь она мстит. Подобные "заимствования" могут удивить разве что человека, который с итальянским кино не знаком совсем: тогда это было вполне общепринятой практикой. Тем более, что здесь заимствования вовсе не так прямолинейны, как принято заявлять: в частности, героиня все-таки не мстит сама, а вселяется в другую девушку, никак не замешанную в основной конфликт. Если вдуматься, то разница эта принципиальная для всего внутреннего содержания фильма.

По сути, чтобы получить свою дозу удовольствия от фильма, нужно понимать, кто такой Фульчи. Да, он снимает фильмы ужасов, но сюжет как таковой и формальная логика его изложения в частности для него никогда не были важны. Его хоррор-фильмы это, скорее, нечто вроде сновидения, запечатленного на камеру - и чем сильнее "сновидческая" составляющая, тем лучше получается фильм. Соответственно, если возникает мощный визуальный образ, атмосферный эпизод - но при этом замысел не особенно вписывается в сюжет - тем хуже для сюжета. Вот и от этого фильма в памяти остаются несколько ударных фрагментов: жутковато снятая эротическая сцена, странный внешний облик главной героини, лежащей в коме и, конечно, знаменитая сцена с нападением улиток... Откуда они взялись, почему обиженная девушка решила расправиться с одной из обидчиц именно так? Да, какая, в сущности, разница - правда, синьор Фульчи? Суть в том, что эту сцену вы будете смутно помнить, даже если сам фильм изгладиться из вашей памяти - чего и добивался режиссер.

Для киноманов вроде меня самого, стоит отметить пару деталей о тех, кто в фильме снимался. Лара Нашински, сыгравшая ту самую новую ученицу - племянница Клауса Кински, до этого фильма она снималась у Ламберто Бава в "Лезвии в ночи". Милияна Жироевич и Лилиана Благоевич, сыгравшие соответственно, дочь, попавшую в кому и ее мать-уборщицу - актрисы, известные по фильмам Эмира Кустурицы. Улли Рейнталер (Дженни) сыграла в кино лишь дважды, но зато второй ее фильм тоже у Фульчи: это был "Зомби 3". Джаред Мартин, исполнивший роль доктора Андерсона, снимался в прорве фильмов и сериалов, включая того же "Коломбо". Для Кэти Уайз, сыгравшей Вирджинию, этот фильм стал не только единственным с обнаженкой, но и вообще первой и последней работой в кино. Ну и наконец сам Лучио Фульчи мелькает в роли комиссара полиции, приехавшего на место убийства.

В целом - фильм никоим образом не классика жанра вообще или творчества Фульчи в частности, но в нем есть свои интересные ходы, сцены, кадры. Поклонникам режиссера посмотреть стоит, но людям, которые плохо представляют себе особенности его творчества начать, все же, лучше с других произведений мастера. Но сцена с фреской - сама по себе маленький шедевр, есть подозрения, что у нее "одалживался" уже Ардженто, во время работы над "Синдромом Стендаля".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us