Джеймс Герберт - Вторжение

1 декабря 2013 г.Просмотров: 1383RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

James Herbert - Domain, 1984

Разразилась ядерная война... Немногие выжившие оказались под землей, в тайном правительственном убежище. Но и здесь их нашел страшный враг, почуявший слабину человека: огромные крысы-мутанты.

В каком-то смысле, Джеймсу Герберту удалось создать удивительно цельную трилогию, внутреннее развитие которой вполне логично. Она начинается романом "Крысы", который вошел в сотню лучших представителей жанра по версии "Зоны ужасов". Вторая книга, "Логово", оказалась заметно хуже - уже потому, что была повторением пройденного в немного иных декорациях. Третья книга сменила "обстановочку" еще радикальнее, но при этом уровень ее упал еще ниже: роман попросту скучен до практически полной невыносимости. Лично я дочитывал, скрипя зубами и матеря автора - только на упрямстве. 

С одной стороны, смена декораций удалась: Лондон, переживший ядерные удары, люди в убежище - казалось бы, это ново для цикла. С другой стороны, с форматом "небольшая группа людей, пережившая глобальную катастрофу" автор явно не справляется: динамика отношений внутри группы хромает на обе ноги. Сравните с тем, как вкусно подана эта тема в "Свободном владении Фарнхэма": в первой половине романа у Хайнлайна всего четыре героя, но как четко и захватывающе прописаны их взаимоотношения. Ну или вспомните комикс "Ходячие мертвецы" - там в первой главе сценарист успевает интереснее раскрыть отношения героев, чем Герберт во всем толстенном романе. 

Кстати, объем книги, пожалуй, главная ошибка автора: при том количестве событий, которое вместил сюжет, роману стоило бы быть раза в три короче. Тем более, что "репортажный" стиль, от которого автор так и не смог толком отойти, не подходит для таких затяжных повествований. Герберту более-менее даются описания непосредственных психологических реакций на события, но не создание подробно выписанных характеров. 

Более того, автор, похоже, не подозревает, что вообще делать с героями в такой обстановке: крысы выскакивают, словно парочка выручалочка, каждый раз, когда сюжет начинает буксовать. Книга развивается примерно по такому лекалу: и вот герои начали спорить: уходить из убежища или остаться в нем. А тут крысы каааак выскочат"... И так на протяжении всего романа.

Собственно, достоинств у книги два и оба проявляются ближе к концу. Во-первых, действительно забавная ирония того, что и почему произошло с главным правительственным убежищем. Во-вторых, нам, наконец, открыли тайну супер-мутантов, но она оказалась довольно предсказуемой. На мой взгляд, Бруно Маттеи  в своем фильме "Крысы: Ночь ужаса" сумел распорядиться примерно теми же картами гораздо интереснее. Единственное, что я вынес из чтения этого талмуда: фильм стоило бы пересмотреть.

Подвод итог: если брать в расчет только книжную трилогию, то обязательно стоит прочесть первую книгу, она действительно хороша. А вот продолжения трогать не стоит, чтобы не испортить впечатления от оригинала. А вот что там получилось из комикса и экранизации первого романа - при случае, будем посмотреть. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)