Чужой - театральная версия
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Вероника Картрайт, Гарри Дин Стэнтон, Джон Хёрт, Дэн О’Бэннон, Иэн Холм, Ридли Скотт, Сигурни Уивер, Том Скеррит, Чужой, Яфет Котто
Alien, 1979 (theatrical cut)
Команда корабля "Ностромо" была разбужена раньше времени. Они должны обследовать объект, с которого доносятся сигналы - возможно, это признак разумной жизни. И они действительно обнаружат инопланетянина, но радоваться этому не придется...
Режиссер: Ридли Скотт
Автор сценария: Дэн О’Бэннон
В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон, Вероника Картрайт, Яфет Котто
По количеству обсуждений, статей, книг и дополнительных материалов это один из самых задокументированных фильмов в истории фантастики как минимум, если не кино вообще. О нем сказано столько всего, что вряд ли можно отметить что-то новое. Собственно, даже на этом сайте уже есть беглый обзор тетралогии, написанный приглашенным автором. Тем не менее, лично я последний раз этот фильм пересматривал - так уж сложилось - лет двадцать назад, так что теперь, пересмотрев в совершенно ином контексте, кое-что для себя отметил.
Во-первых, не смотря на то, что этот шедевр Ридли Скотта относят к фильмам ужасов, я бы сказал, что это чистейшая научная фантастика - причем той степени чистоты жанра, которая сейчас уже не встречается. Суть фильма не в том, чтобы напугать, показывая инопланетную тварь, а в том, чтобы рассказать, как люди ведут себя, столкнувшись с ней. Что не противоречит элементам фильма ужасов, разумеется, но они далеко не главное в картине.
К слову, если уж говорить об ужасах, то пересматривая сейчас, когда я в общих чертах помню сюжет фильма, но никак не методы его художественного воплощения, поражаешься, сколько "новаторских" приемов современного хоррора можно здесь обнаружить: это и съемка субъективной камерой (Рипли бежит по коридору, мы "смотрим" ее глазами) и показ "документальных кадров" с мониторов и камер наблюдения. Но, Ридли все это использует очень точно и дозировано, в отличие от современных "новаторов".
Более того: я не уверен, строго говоря, что этот фильм стоит считать триллером. У него густая атмосфера и когда-то, верю, сцены преследования твари могли не на шутку пугать - но сейчас "Чужой" работает на совсем другом уровне. Чего стоит только начало фильма, примерно четверть часа, в течении которой даже диалогов нет - виды космоса, интерьеры корабля, сцены пробуждения космонавтов. Зато мы постепенно врастаем в сам этот мир, начинаем дышать его ритмом.
Запоминается, к слову, опять-таки не борьба с Чужим, а, прежде всего, несколько ключевых сцен: знаменитое "рождение твари", эпизод, в котором обнаруживается истинная сущность Эша и последующая беседа с ним ну и.. пожалуй, трусики Рипли в финале. К слову, образ Сигурни Уивер здесь весьма любопытен: ее не назовешь красавицей и сексуальность актрисы практически никак не подчеркивается. Но сам "Чужой" это просто история о том, как обычная женщина, рядовой член команды, выстояла там, где погибли все остальные. И, в результате, досматривая фильм ты уже жалеешь, что Скотт так и не показал на экране любовную сцену с ее участием или что не нашел своего воплощения замысел устроить ее поединок с Чужим в обнаженном виде...
Если говорить о Чужом, непосредственно об инопланетянине, то его внешний облик за прошедшие годы настолько вошел в плоть и кровь массовой культуры, что практически не удивляет сам по себе. Но зато, пересматривая фильм, я был потрясен тем, насколько впечатляют кадры кораблей, летящих в космосе, да и сам пространство внутри них. Оно обжитое, оно смотрится не только что построенной декорацией, а местом, где и правда довольно долгое время персонажи жили - и сделано это все невероятно интересно. С точки зрения дизайна, единственное, чем фильм способен насмешить современного зрителя, так это вездесущие лампочки и сами мониторы, которыми пользуются персонажи. С другой стороны, почти четыре десятка дет назад было бы сложно адекватно представить себе нынешнюю компьютерную технику - так что это даже недостатком не назовешь: просто милая особенность фантастики того времени.
В целом: довольно необычный и до сих пор производящий впечатление фильм, который с годами стал "не тем, чем казался на первый взгляд". Он не страшный, не особенно напряженный, но в нем есть что-то, что сложно уловить на первый взгляд, что-то, что не удавалось скопировать потом. Этот фильм стоит обдумать и рассмотреть подробнее, так что, я надеюсь, я не раз еще вернусь к его обсуждению - в конце концов, впереди еще столько вкуснейших дополнительных материалов. И, кстати, еще одно непредсказуемое изменение, которое вносит новые контексты для современного зрителя: вы же заметили, что одну из главных ролей здесь играл Иэн Холм, Бильбо из "Властелина колец"?