Брайан Ламли - Мифы Ктулху

15 декабря 2016 г.Просмотров: 351RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Brian Lumley - The Taint and Other Novellas, 2007

Brian Lumley - The Taint and Other Novellas, 2007

Великие Древние живут не только на страницах "Некрономикон" и в горячечных снах их последователей - следы Ктулху и других ужасающих богов может обнаружить и санитар, работающий в клинике для умалишенных и метеоролог, заехавший на территорию индейцев, и даже шотландец, получивший наследство... Но, в любом случае, эти встречи будут не к добру.

Лавкрафт - сам по себе писатель довольно обманчивый. Казалось бы, в его произведениях все довольно просто устроено, едва ли не однообразно... Но присмотришься: и перевести толком эту простоту ни у кого не получается, и повторить может далеко не каждый подражатель.

У подражателей или продолжателей ГФЛ (соглашусь, грань здесь тонка, иногда - до неразличимости) есть два основных греха: либо они чересчур тщательно следуют "чертежам" мастера - и получается более или менее приличная, но ученическая копия. Либо, наоборот, пытаются с оригинальничать - но в результате иногда от "лавкрафтовщины" мало, что остается. Брайан Ламли умудряется, во всяком случае, в этой своей книге, временами впадать в первую крайность, но, на мой взгляд, никогда не уходит во вторую. Сразу стоит сказать, что, с лично моей точки зрения, аккуратная, но излишне осторожная вариация на тему - вещь значительно более простительная, чем слишком радикальное "самовыражение" за чужой счет.

Надо заметить, что, как автор сам рассказывает в предисловиях и к сборнику в целом, и к каждому рассказу в частности, в книгу вошли произведения ранних лет - как ранние (именно они кажутся наиболее "ученическими"), так и написанные уже значительно более опытным писателем. Правда, особо резкого контраста все равно не возникает, воспринимается книга, как достаточно цельная. Более того: по большей части, в рассказах вообще не акцентируется время действия, но по ощущениям - многие истории воспринимаются, как типичные для Лавкрафта, но происходящие значительно ближе к "нашему времени". Итак...

Ужас в Оукдине - раннее произведение, в котором как раз хорошо видны "недостатки жанра". С одной стороны, у нас любопытный герой и необычная обстановка: молодой писатель, который решил понабраться "опыта" и "впечатлений" в психиатрической клинике. В отличие от главного героя, читатель довольно быстро понимает, что попытки пациентов воспользоваться магией "Некрономикона" ни к чему хорошему не приведут. По сути, здесь у писателя вообще не было "пространства для маневра": неумолимые законы поджанра "Мифов Ктулху" диктуют строго определенное развитие событий, придумать какой-то свежий поворот было бы сложно.

"Рождённый от ветра" - небольшая повесть, написанная на два года раньше предыдущего рассказа. В ней можно заметить, по сути, тот же недостаток: жесткое следование сюжетному каркасу, который создал ГФЛ почти не оставляет пространства для маневра. Если парень, которого разыскивают герои, тусуется с индейцами и говорит некий ритуал... ну что может произойти дальше? Конечно, ритуал благополучно произойдет, герои станут его свидетелями и ужаснутся тому, что увидели. Тем не менее, северная атмосфера, намеки на индийскую мифологию вообще и пресловутого Вендиго в частности - лично мне было любопытно. Но, разумеется, будь индейских мифов еще больше, а следования канону ГФЛ - меньше, повесть бы только выиграла.

Кошмар на ярмарке - вот этот рассказ, пожалуй, меня зацепил. Сам по себе герой найден интересный: на этот раз в "Некрономиконе" и тому подобной литературе пытается разобраться обычный странствующий караванщик, посчитавший, что из этого может выйти отличный аттракцион. Читалось с интересом, благо у самого ГФЛ такой персонаж просто не представим - но само по себе развитие событий вполне "каноническое".

Порча - пожалуй, одно из лучших произведений сборника: Ламли мало того, что обыгрывает мотивы "Морока над Иннсмутом", одного из самых известных произведений мастера - он еще и довольно смело с ними обходится. На первый взгляд, все вполне типично, разве что стиль заметно отличается: это качественная мистика, пожалуй, даже с упором на психологическую драму, но от самого языка и ритма неуловимо веет викторианским романом. При этом, по началу кажется, что и образ Глубоководных здесь примерно тот же... Лишь потом понимаешь, что ГФЛ писал о чудовищах и выродках - а Ламли подает их не без сочувствия, как чуждых нам, но вполне вменяемых существ. Сам Лавкрафт вряд ли принял бы такую интерпретацию, но мне она понравилась - тем более, что поданы были эти изменения довольно ненавязчиво и тактично.

Вместе с Суртсеем - совершенно не запоминается. Герой снова находится в психушке, но теперь уже в качестве пациента. Ну и рассказывает, как дошел до жизни такой - строго по канону, а потому и скучновато.

Властелин червей - мне понравилось. Опять-таки, легкий привкус викторианской литературы и кое-какие любопытные повороты при, в целом, достаточно стандартном сюжете: некто нанимается библиотекарем к весьма эксцентричному типу, увлекающемуся оккультизмом. Герой у Ламли, впрочем, отличается большей деятельностью, чем у ГФЛ и даже столкнувшись к космическим ужасом не склонен сразу поднимать лапки вверх. С другой стороны, чтобы сложить два и два и понять, что происходит вокруг у него уходит ничуть не меньше времени, чем у канонических предшественников. Любопытно так же и то, что в центре повествования оказалась знаменитая книга "Тайны Червя", содержание которой, насколько я помню, ранее не раскрывалось перед читателями "Мифов Ктулху".

Дом над прудом - наследник, приехавший в Шотландию сталкивается с требованием уничтожить родовой замок. Он и его приятель-художник решают там некоторое время пожить, чтобы решить: стоит ли им заниматься вандализмом. Как будут развиваться события - предсказать, полагаю, не сложно. Но есть и любопытное добавление: мотив "паразитов на телах Великих Древних" - деталь совершенно не каноническая, но завораживающая. Атмосферой, тем временем, рассказ мне напомнил не только Лавкрафта, но и... Конан-Дойля: неуловимые интонации то и дело навевали ассоциации с "Собакой Баскервиллей" в ее хоррор-испостаси.

В целом - приличный сборник, который поклонники Лавкрафта прочтут не без интереса. Сам по себе Брайан Ламли достаточно хорош, чтобы я взял его на заметку для дальнейшего знакомства.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)