Хоббит: Битва пяти воинств
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Бенедикт Камбербэтч, Грэм МакТавиш, Иэн МакКеллен, Кейт Бланшетт, Кристофер Ли, Ли Пейс, Люк Эванс, Мартин Фриман, Орландо Блум, Питер Джексон, Ричард Армитедж, Сильвестр МакКой, Толкин, Хоббит, Хьюго Уивинг, Эванджелин Лилли
The Hobbit: The Battle of the Five Armies, 2014
Смауг налетел на Озерный Город, но его нападение пошло не совсем по плану... И теперь, над остывающим телом дракона, собираются сразу пять воинств, чтобы выяснить, кому же достанутся сокровища Одинокой Горы...
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Люк Эванс, Эванджелин Лилли, Ли Пейс, Орландо Блум, Бенедикт Камбербэтч, Кристофер Ли, Грэм МакТавиш, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Сильвестр МакКой
Лично для себя я решил, что "Хоббит: Битва пяти воинств" в оценке фильмов, вышедших в этом году, будет идти вне конкурса: сравнивать с ним даже "Интерстеллар" или "Стражей галактики" было бы слишком жестоко. Если честно, в нем все-таки есть один недостаток, общий для творчества Джексона в целом, но в последнем "Хоббите" проявившийся особенно ярко: речь о работе с батальными сценами. Но об этом, с вашего позволения, чуть позже.
Прежде всего, вопрос: что вообще за история "Хоббит"? О чем и зачем она? Это детская сказка, местами прямо-таки сюрреалистичная, но рассказывающая о простом человеке, домоседе и помещике, который, неожиданно сам для себя, оказался посреди приключений и опасности. В конечном итоге, во многих случаях, он проявил больше отваги и мудрости (пусть, в его случае, эта мудрость и граничит со здравым смыслом), чем его спутники и те, кого наша компания встретила по пути. Этот мотив в фильме Джексона виден ничуть не хуже, чем в повести Толкина.
Вообще история Бильбо выглядит драматургически точной и вполне законченной: причем, в практически всех ключевых моментах истории Джексон высветил роль именно Бильбо. Это он спасает гномов от пауков и эльфов, это он наводит дракона на мысль об Озерном Городе... В третьем фильме он и вовсе становится участником большой политики, пытаясь остановить войну и примирить оппонентов. Но, тем не менее, он возвращается домой - переживший все это, но, по сути, оставшийся неизменным. И с этой точки зрения вполне понятно, почему в конце фильма не показано, кто стал Королем под Горой и как поделили ее сокровища, и все прочие, безусловно важные, события. "Хоббит" это история Бильбо - и для нее все это совершенно не важно.
С точки зрения драматургии и вторая основная линия - Торина - была красиво доведена до конца. Он вышел в поход, он увидел гибель дракона и стал Королем под Горой: сначала формально, потом, ненадолго, и по сути. Торин, опять-таки, наконец сходится лицом к лицу со своим основным противником и побеждает. Мотив Торина, подпадающего под чары золота, тоже передан отлично, с одной оговоркой: сцену, в которой он тонет в золоте можно было и бы и опустить. Предшествовавшие ей диалоги с друзьями и "смауговские" интонации в голосе Торина уже достаточно раскрыли тему "драконьей болезни" Дубощита. И метафорическая сцена его видений смотрится на их фоне чуть-чуть пошловатой и лишней. Высказанная некоторыми зрителями претензия о том, что нам не показали похороны Торина - не совсем уместна: нам показали историю мести, историю возвращения себе королевства, историю гибели. Похороны - уже часть другой истории, той, о которой упоминает Балин: истории, в которой Торин становится легендой.
Но, с другой стороны, последствия битвы и похороны Торина, кажется, могут быть добавлены в "расширенной версии". Тем интереснее, как эти элементы в не впишутся и будут "работать" в рамках целого.
Теперь о фильме как таковом: с одной стороны, Джексок - почти безупречный визуалист, тем более, что ему помогали такие столпы иллюстрирования Толкина как Алан Ли и Джон Хоу. В результате образы великолепны: разрушенное королевство гномов и доспехи Лесных Эльфов, боевые хряки и горные козлы, Шаи-Хулуды - они же упомянутые Профессором в одной строчке "черви-оборотни" и живые тараны-тролли.... Выглядит все это потрясающе, если Games Workshop, выпускающая по лицензии модели для варгейма "Хоббит" таки выпустит их всех - это будет невероятный релиз хотя бы "на полку".
Другой разговор, что представления Джексона о тактике и стратегии боя, мягко говоря, странноваты. Ярче всего это видно на примере одной сцены: строй гномов с пиками ждет нападения пехоты орков. Гномы с пиками это само по себе круто: они в пещерах ими работать учились, да? Но дальше круче: через сомкнутый строй пикинеров, сквозь который пехоте было бы сложно пробиться, перелетают пешие же эльфы и бросаются прямо в мясорубку. С визуальной точки зрения золотистые фигуры, взметнувшиеся над темной массой гномов, выглядят очень круто. Но с точки зрения тактики боя - невероятная глупость. Более того: эльфийские воители напрочь не держат строй, что в пехотных столкновениях Средневековья, пусть и условного - тоже потрясающая глупость. На самом деле, это тоже объясняется чисто визуальными причинами: снять и показать на экране столкновение двух строев, так, чтобы это смотрелось - задача нетривиальная. А вот череду, по сути, индивидуальных, поединков - гораздо проще.
Если уж возвращаться к внесенным Джексоном изменениям, то надо упомянуть и битву всего Светлого Совета (Элронд, Саруман, Галадриэль, Радагаст и лежащий в отключке Гэндальф) против назгулов - на руинах Дол Гулдура. Да, по книгам, во-первых, нет никаких упоминаний о способности этих героев мгновенно перемещаться через весь континент. Да, по книге это столкновение происходило вовсе не одновременно с путешествием Бильбо, да и ходил в Дол Гулдур только Гэндальф. Но, возвращаясь к особенностям творчества Джексона: насколько круто это выглядит на экране. Во-первых, новый облик назгулов - невероятно хорош. Вот теперь они похожи на тех Призраков Кольца, которых я представлял себе в детстве. Во-вторых, обожаемая мною Галадриэль - насколько невероятно могущественной и трогательной она выглядела в этой сцене. "Сильмариллион" стоит снять хотя бы ради того, чтобы вернуть на экран Кейт Бланшетт в этой роли.
Причем все показанное вполне вписывается в саму суть персонажа: как Первородный эльф она способна входить в мир призраков, что объясняет ее изменившийся облик. А как нольдо, да еще и самый старший по возрасту эльф в Средиземье на тот момент, она и правда должна отличаться невероятной крутостью. Как-никак, она видела войны с Морготом, для которого Саурон был не более, чем одним из слуг - и уже тогда она далеко не пряжей занималась. Так что выйти против Девятерых - вполне могла.
Впрочем, все эти рассуждения хороши, но главное - в другом. Как только на экране начались первые кадры фильма, я почувствовал себя подростком, с распахнутым от восторга ртом - и это чувство не покидало меня практически все два с небольшим часа сеанса. Что бы там не говорил сейчас Питер Джексон, Кристофер Толкин и другие вовлеченные в процесс лица: я хочу еще Средиземья на большом экране и именно такого, "джексоновского". Собственно, в фильме даже были намеки на возможное продолжение: разборки вокруг Эребора и Дэйла с восстающим королевством Ангмар, например. Здесь и простора больше, потому, что у Толкина об этих событиях рассказано скупо, и мир тот же самый, и даже с правами на этих персонажей должно быть все в порядке.
В общем, храни, господь, Питера Джексона!