Анджей Сапковский - Башня Ласточки

6 октября 2015 г.Просмотров: 953RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Andrzej Sapkowski - Wieża Jaskółki, 1997

Andrzej Sapkowski - Wieża Jaskółki

Геральт и его товарищи продолжают искать Цири - по-прежнему не представляя, где она на самом деле. А тем временем, девушка угодила в лапы жестокого наемного убийцы, отправленного за ее головой... Покалеченная, она временно ушла от опасности и смогла найти приют у лесного отшельника. Но все равно - вскоре ей придется покинуть приют и отправиться на поиски волшебной башни, которую все считают давно уничтоженной.

Чем дальше продвигаешься по циклу "Ведьмак", тем больше понимаешь, что его вершиной были первые две книги - написанное без особых претензий, юморное чтиво про истребителя чудовищ со своеобразной, не совсем подходящей профессии моралью. Эпическое фэнтези у пана Сапковского получается не в пример хуже.

Причин тому несколько: во-первых, из двух основных сюжетных линий (Ведьмака и Цири) в цикле исправно подвисает не одна, так другая. В данном случае, например, Ведьмак как шатался со своей командой непонятно где и без особого успеха - так и продолжает шататься. По сути, второй роман подряд суеты в этой сюжетной линии много, а толку мало. Перед этим примерно так же топталась на месте линия Цири.

Во-вторых, само письмо несколько странное: постоянно меняется точка зрения, на смену одному рассказчику приходит другой - и, опять-таки, это далеко не всегда оправдано. Иногда герои возникают просто, чтобы возникнуть. К примеру, Йеннифер и так или иначе связанные с ней эпизоды: мало того, что здесь нас встречает рассказ в рассказе, точка зрения то и дело меняется - правда, не всегда понятно зачем. Так еще и к сюжету эти страницы мало, что добавляют. Можно предположить, что это завязки на будущее, но сейчас-то нам они зачем?

Забавно, что идеальной иллюстрацией к этому подходу Сапковского может послужить Толкин, с которым наш польский классик обожает полемизировать. Во "Властелине колец" сюжетные линии героев разделяет половина "Двух башен": сначала нам долго рассказывают про компанию Арагорна, потом - про поход Фродо и Сэма. В фильме сюжетные линии нарублены на эпизоде и перемешаны между собой, повествование на экране переключается с одних героев на других. Сапковский следует именно этому принципу, но у него сюжетных линий больше, а сами эпизоды, зачастую, нарублены мельче. Только титра не хватает: продолжение рассказанного на этих двух страницах читайте еще через два романа.

Но, даже если оставить в стороне эту причуду, возникает еще и вопрос морального облика героев. Из Геральта, взрослого, основательного мужика и воина уже несколько романов подряд делают не пойми что, которое шляется не пойми где и занимается не пойми чем. Из Цири за последние пару книг получилась кровавая маньячка, лесбиянка и уголовница, напрочь не вызывающая особого сочувствия и интереса. Даже ее ранение, которому посвящено столько внимания... И что? Я должен над ним чувствительно поплакать? Девушке, которая сознательно и добровольно вступила в банду грабителей, чтобы шуровать на большой дороге - попортили личико. А что, надо было медаль выдать?

В результате, парадоксально, но факт - единственными героями, которые вызывают интерес и сочувствие, как вменяемые люди с понятной жизненной позицией и мотивацией оказываются супершпион Дийкстра и наемник Бонарт. У первого из них была шикарно выписанная сцена встречи с королем - как обычно, ненужная сюжету, но зато сочно выписанная. У второго - отлично проработанный характер, про Бонарта банально интереснее читать, чем про всех "положительных" героев вместе взятых. При этом, чувствуется, что Сапковский ставит его на место "антигероя", но, простите, а что он сделал не так? Заставил отмороженную бандитку не грабить на дорогах, а сражаться на арене? И все? А когда она сладострастно, по садистки играясь с жертвами, вырезает преследователей в финале? Цири выглядит настоящей героиней, да? Напомню, что происходит это в двух шагах об башни, куда она стремится. Ну так и уезжай себе, а не устраивай кровавую баню, казалось бы...

Что не изменило Сапковскому - так это ехидное чувство юмора: та же сцена с эльфов, который подделывает наскальную живопись - едва ли не самый запоминающийся фрагмент книги. Но... да, вы правы, напрочь бесполезный для развития сюжета.

В целом - цикл держится на умеренном интересе к тому, куда же автора все-таки выведет: даже характеры героев уже не кажутся особенно привлекательными. И все же - с каждым новым томом интерес падает и читать дальше уговариваешь себя только потому, что до финала рукой подать. Качество книги все еще выше, чем у Гудкайнда, но намного ниже, чем у многих коллег по жанру.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)