Звонок (Япония)

]]>
]]>

Ringu, 1998

Ringu, 1998

Женщина-репортер расследует городскую легенду о загадочной видеокассете: посмотревший ее умрет ровно через неделю. Она найдет и посмотрит зловещую запись - и только потом задумается: а стоило ли рисковать своей жизнью? Ведь теперь ей тоже осталось ровно семь дней.

Режиссер: Хидео Наката

В ролях: Нанако Мацусима, Хироюки Санада, Риэ Иноу

Самое интересное, что сейчас, когда мания на подобного рода "нео-кайданы" несколько схлынула, фильм нисколько не утратил мощности воздействия. Нет, он по-прежнему не страшный, что бы там ни говорили многочисленные нервные школьницы, но он цепляет мастерством рассказа - и, надо сказать, довольно любопытно воспринимается при сравнении с книжным первоисточником.

Утверждение, что "звонок" Хидео Накаты это своего рода "нео-кайдан", рассказанная на новый лад традиционная японская история о привидениях, давно стало общим местом. Другой разговор, что не все понимают, то из этого следует. Во-первых, и до "Звонка" режиссер работал в схожей манере: возьмите его фильм "Актриса-призрак" - он сделан в схожей манере, но добился значительно меньшего успеха. Во-вторых, экранизации того же романа снимались и раньше - "Звонок: полная версия" вышла в 1995 году. Но соединив неокайдан и роман Кодзи Судзуки - Хидео Наката неожиданно получил хит. Причем, судя по тому, что многочисленные продолжения и вариации на тему, как правило, пользовались меньшим успехом - даже сами создатели фильма не до конца понимали причин своего прорыва и повторить "фокус" не получалось.

Самое интересное, что при довольно точно перенесении на экран внешней канвы событий романа - интонация фильма и книги различается кардинально. У Судзуки это был научно-фантастический роман с изрядной долей хоррора, и наукообразные объяснения происходящего занимали немало места, они были важны для книги. В фильме нас встречает чистейшей воды мистика, тот самый кайдан с рассказом о мстительных духах, которые мстят просто потому, что мстят. На этот эффект работает даже подход к деталям: в фильме упоминается, что такое изображение как мы видим на пресловутой записи нормальной операторской работой получить невозможно. Но объяснение из книги, о том, что мы смотрим глазами самой Садако, которая оказалась способна записать увиденное ей на пленку - это было опущено при экранизации. Собственно, это и понятно: для мистики совершенно неважно, как именно возникло изображение - важно, что оно не естественное, невозможное - а значит загадочное и пугающее.

Интересно работает и еще одно важное изменение: главной героине сменили пол. Книга рассказывала о двух приятелях-мужчинах, один из которых, на первый взгляд, ввязался в эту историю со скуки и из самоуверенности. По ходу развития книги становится понятно, что его характер несколько сложнее, но это уже другой разговор. В фильме же главная героиня - женщина и мать, что уже меняет персонажа. Более того - ее напарником становится бывший муж - почему они развелись непонятно, но сама его готовность прийти на помощь и рискнуть жизнью говорит о том, что чувства никуда не делись. К слову в роли этого мужа снимался самый известный, пожалуй, актер фильма - Хироюки Санада, за плечами которого как фильмы о кунг-фу типа "Ниндзя в логове дракона", так и голливудские хиты вроде "Росомаха: Бессмертный" или сериалы типа "За пределами". Как бы то ни было, подобная смена социальных и половых ролей персонажей тоже существенно изменила атмосферу фильма по сравнению с книгой.

В целом, я бы сказал, что это как раз тот случай, когда фильм и книгу стоит расценивать как независимые версии одного сюжета - и, что важно, обе версии достаточно интересны. После перерыва в несколько лет вернувшись к фильму я с удовольствием обнаружил, что он нисколько не устарел.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4
    
    • Комментариев: 4

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Максим | 21 марта 2015 в 22:29:53

      это - настоящий из всех "Звонков", а какая музыка в нём царствует!, в конце 90-ых мы с моей младшей сестрой смотрели его на кассете, у нас тогда возникла версия, точнее - чувство, что один из родителей Садако живёт(?) в океане, отец., сейчас, после прочтения Вашей аннотации, очень захотелось вновь увидеть его...

    •  vxga | 21 марта 2015 в 23:26:51

      Интересное впечатление, но, как вы, наверное, знаете - не правильное. Смотреть "Звонок" на видеокассете в свое время было отдельным удовольствием -- это, отчасти, снимало "четвертую стену". А пересмотреть - почему нет? Фильм-то отличный.

    •  Максим | 22 марта 2015 в 21:33:38

      я пока не интересовался, почему - не правильное, т.к. вспомнил о фильме только здесь,помню, по просьбе сестрёнки (была реклама других "Звонков" на кассетах) купил ей "Звонок-Рождение", но видел его лишь раз и абсолютно не помню, что там к чему, но назв. говорит само за себя, впрочем уверен, что смотреть его нужно не один раз, но чтобы понять - что, откуда и куда, а вот первый "Звонок" - это Атмосфера, это были каждый раз воображение и магия., а что значит "четвёртая стена"?

    •  vxga | 22 марта 2015 в 22:56:17

      Максим, в книге точно говорилось, кто отец Садако, в фильме, если честно, не помню. И это был обычный человек, никак с морем не связанный. "Четвертая стена" - условное пространство между зрителем и событиями фильма, книги, спектакля. Я имел ввиду, что в фильме говорилось: переписать кассету другому зрителю означает снять с себя проклятие Садако и передать тому, кто будет смотреть запись. Именно поэтому смотреть "Звонок" на кассете - ощущение своеобразное, ты словно становишься частью повествования. smile

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)