]]>
]]>

Zombi 2

В гавань Нью-Йорка прибывает судно, которое кажется пустым. Береговая охрана, поднявшаяся на борт, подвергается нападению кровожадного живого мертвеца... Дочь пропавшего владельца судна и не в меру любопытный журналист отправляются на тропический остров, откуда вернулся корабль. 

Режиссер: Лучио Фульчи

В ролях: Тиса Фэрроу, Иэн МакКаллок, Ричард Джонсон, Эл Клайвер, Ауретта Гей, Стефания Д’Амарио, Ольга Карлатос, Ник Александр, Уго Болонья, Рамон Браво

Лючио Фульчи - великий мастер кино с парадоксальной судьбой. Он никогда не скрывал, что снимает фильмы ради заработка, но, тем не менее, несколько из снятых им фильмов ужасов - эталон самого понятия "авторское кино". Их просто невозможно спутать с манерой любого другого режиссера. "Зомби 2" (альтернативных названий у фильма - вагон и маленькая тележка, в России чаще всего он именуется "Зомби - пожиратели плоти") - пожалуй, самый известный его фильм, хотя и не самый показательный для манеры Фульчи работать с жанром. 

Предыстория названия фильма неплохо известна, но любопытна: Дарио Ардженто прокатывал в Италии "Рассвет мертвецов", перемонтировав фильм Джорджа Ромеро, снабдив его новым саундтреком и назвав "Зомби". Фильм стал хитом проката и, разумеется, на этой волне успеха решили подзаработать. Так фильм Фульчи получил гордое имя "Зомби 2". Тем не менее, с оригиналом Ромеро эта картина практически ничем не связана: при большом желании, впрочем, ее можно посчитать приквелом, если воспринимать начальные сцены в Нью-Йорке как рассказ о первом появлении зомби в Америке. Но и это объяснение выглядит натянутым, тем более, что мифология фильмов явно различается. По сути, у Фульчи вообще нет внятного объяснения происходящему: мертвецов поднимает из могилы некое заклинание вуду. Причем сначала поднимаются только "свежие" покойнички, но потом восстают вообще все мертвецы. Доктор, который пытается исследовать этот феномен, похоже, уверен, что все дело в некоем вирусе - и долгое время отказывается верить в могущество вуду. Персонажи упорно пытаются пристрелить зомби, при  это в голову, вопреки традициям жанра, если и стреляют, то только случайно - не смотря на то, что выстрелы в другие части тела явно не помогают. 

Кстати, в довершение путаницы в США фильм вышел в прокат как просто "Зомби", а шустрые итальянцы наваяли еще три фильма цикла, к одному из которых мимоходом имел отношение и сам Фульчи. Насколько я понимаю, в лучших традициях жанра, эти "продолжения" никакого отношения к друг другу не имели.

Если оценивать фильм сам по себе, то прежде всего обращаешь внимания на высоки уровень, с которым он сделан. Спецэффекты впечатляют даже сегодня: к примеру, знаменитая сцена с нападением живого мертвеца под водой. Сколько я не присматривался - так и не смог понять, как актер вообще умудрялся дышать в этих кадрах: аквалангов не заметно, даже грудь, кажется, не двигается. Ну и сама по себе борьба с акулой не выглядит безобидным развлечением. Соединение эротики - знаменитые кадры с обнаженной Ауреттой Гей я уже выкладывал и, как видите, выложил еще - природной опасности и сверхъестественного ужаса... все это обеспечило эпизоду поистине культовый статус. Как и другой - не менее, а то и более знаменитой сцене из фильма: нападением зомби на жену доктора, в которой глаз героини Ольги Карлатос протыкает щепка, причем вся эта сцена показана неторопливо, обстоятельно и во всех подробностях. Причем, там отлично сделаны не только спецэффекты, сама режиссура этого эпизода крайне интересна, его стоит разобрать едва ли не покадрово. 

Смотрите: в начале мы видим привлекательную, но очень усталую девушку в душе - расслабляющий, эротичный момент. И тут же, в оконное стекло стучится рука зомби, которая гладит по ее телу через стекло: возникает угроза. Девушка блуждает по дому, и здесь появляется отличная операторская находка: мы смотрим, как она прихорашивается перед камерой и только потом понимаем, что все это время наблюдали не за самой Карлатос, а за ее отражением в зеркале. Обожаю такие визуальные игры... И потом - вот она, иконическая сцена жанра: сначала она просто пытается тихо запереться, но дверь не закрывается - возможно рассохлась. И тут угроза материализуется: мы видим руку, которую зомби просунул в прихлоп. Героиня Карлатос продолжает бороться, запирает дверь, но мертвец начинает проламываться сквозь нее... И вскоре мы видим предвестья того, что произойдет: крупные планы отламывающихся щепок, отчаянных глаз героини, обломки досок возле лица. И тут ее хватают за волосы, она уже видит угрозу, зрителю тоже показывают - в том направлении, куда ее тащит мертвец - огромный обломок доски. Голову героини подтаскивают все ближе...  и тут бы, как обычно и делают, увести камеру, смонтировать... Но нет: глаз подробно, со смаком насаживают, давая возможность увидеть все детали. Жуткая,  запоминающаяся навсегда сцена. 

Кстати, знаменитые появления мертвецов-конкистадоров ближе к концу фильма на нынешнего зрителя производят, мне кажется, меньшее впечатление, чем на современников премьеры. Подобные сцены давно уже стали частью "обязательной программы". Но, кто бы спорил: несколько зомби в этих эпизодах могут смело претендовать на звание самых омерзительных в долгой истории хоррора. Поскольку добиться этого эффекта явно входило в намерения авторов фильма, то да - это комплимент. 

Еще одной удачей фильма можно назвать актерские работы: я бы выделил доктора, актеру удалось очень точно передать его состояние одержимости научной проблемой и, одновременно, усталости, которая в нем накопилась из-за ускользающего контроля над происходящим. Отлично подобрана и главная героиня, которую сыграла младшая сестра Мии Фэрроу: привлекательная, но немного "не от мира сего" внешность, огромные, выразительные глаза, которые Фульчи то и дело показывает крупным планом. 

В целом, получилась бесспорная классика фильмов ужасов, которую я смотрел уже множество раз и не раз пересмотрю еще. Материалов о съемках этого фильма тоже сколько угодно, так что к обсуждению картины на этом сайте у меня еще будет повод вернуться. Хотя, не могу не отметить, что это все-таки не самый любимый мною фильм Фульчи: у него есть работы, которые лично я ставлю выше.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2
    
    • Комментариев: 2

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Руслан | 8 сентября 2016 в 09:58:17

      Крепкий средний фильм, который я смотрел с интересом, но не могу сказать, что его тянет пересматривать. Хорошей находкой можно назвать отсутствие внятного объяснения причин зомби-эпидемии: версия про вирус и магия Вуду звучат в качестве предположений, так и не подкрепившись фактами. Также я бы не стал и связывать это с трилогией Ромеро, фильму все же чужд осадный дух его цикла. Если они чем-то и схожи, так это разве что ощущением полной безнадежности.

      Из плюсов можно выделить хорошо поставленные сцены: ту самую битву с акулой, нападение на жену доктора и атмосферные кадры его работы на острове. Актеры не скатываются в полный гротеск, как часто бывает в итальянском кино той эпохи, хотя многие вещи все же сделаны лишь бы были. Начиная от ныряльщицы в начале, показанной на фото (раздели лишь бы раздеть)и заканчивая тем, что оружие в рука персонажей стреляет куда угодно, лишь бы не в голову. Причем забавно становится, когда, все же попав, персонаж видит, что зомби убит - и тут же продолжает стрелять в туловище остальным. Такое ощущение, что ни один из героев фильма просто не способен сложить простые факты гибели мертвецов от пули в голову воедино.

      В целом, простое, но обладающее стилем, характерным для Фульчи, кино.

    •  vxga | 9 сентября 2016 в 00:19:14

      С Ромеро этот фильм прокатчики связывали (как, впрочем, и пару десятков других фильмов). Что касается "крепкий средний" то поначалу он мне не слишком нравился, но загадка в том, что с каждым пересмотром я люблю его все сильнее.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)