Заключенная №701: Скорпион

]]>
]]>

Joshû 701-gô: Sasori

Joshû 701-gô: Sasori

Ее возлюбленный, полицейский, использовал Нами, чтобы добраться до группы торговцев наркотиками, но, добившись своего, бросил девушку и вошел в сговор с преступниками. В ярости она напала на него среди бела дня - и получила тюремный приговор. Но теперь она не верит никому, не перед кем не склоняется - и в ее душе осталась только жажда мести...

Режиссер: Сюнья Ито

В ролях: Мейко Кадзи, Риэ Ёкояма, Яёи Ватанабэ, Ёко Михара

Этот фильм часто называют шедевром чистого эксплотейшн, нередко относят к поджанру WIP, то бишь "женщины за решеткой", но и то, и другое - справедливо лишь формально. Фильм идет поперек жанровых традиций, рассказывает свою историю, лишь частично пересекающуюся с этим двумя направлениями киноискусства. Ну и да - в незабываемый шедевр этот фильм превращает прежде всего игра великой Мейко Кадзи и песня в ее же исполнении: "Urami Bushi" - "Песня ненависти", она знакома вам даже если вы в жизни не видели японского кино. Эта композиция звучала у Тарантино в его "Убить Билла".

Если расценивать это как фильм о женской тюрьме, то обязательные компоненты жанра есть, но играют совершенно другую роль. К примеру, со сцены побега фильм только начинается и мы еще не знаем, ни кто главная героиня, ни что она совершила, а потому мы не можем толком и сопереживать ей: может быть такое обращение вполне заслужено. Хотя режиссер вносит отдельные детали, подсказывающие, что перед нами жертва. Во-первых, в самом начале фильма мы видим церемонию награждения начальника тюрьмы за заслуги перед государством: реющий флаг, парадный строй. Но тут же звучит сигнал тревоги и все срываются с места - пробегая сапогами по той самой грамоте, которую только что с благоговением вручали. Все это уже подсказывает, на чьей стороне режиссер, а тут еще вступает продирающая до озноба песня:

Hana yo Kirei to, Odaterare,

Saite Mitanara, Sugu Chirasareru.

Baka-na, Baka-na,

Baka-na On'na no... Urami-bushi.

Историей о мести, впрочем, фильм тоже назвать нельзя: таких фильмов было снято немало, правила игры в них неплохо известны - и были известны уже тогда, когда снимался этот фильм. Во-первых, мы толком узнаем историю героини едва ли не к середине фильма - но это еще полбеды. Вопрос, скорее, в том, что саму месть мы увидим только в конце фильма, и без особых подробностей: как героиня нашла обидчиков, как к ним подбиралась... Да что там говорить, даже сцены расправы поданы не так подробно, как хотелось бы поклонникам этого поджанра.

Что же тогда за историю мы получили? По сути, это рассказ о женщине, которая потеряла все и стала этаким живым воплощением мести и затаенной ярости, опасным для всех окружающих. Уже в самом начале фильма, когда она пытается бежать из заключения - достается ее напарнице, потом наказывают и остальных пленниц этой тюрьмы... И далее продолжается в том же духе: в отличие от типичных сказаний о благородных героях, противостоящих системе, здесь страдают, прежде всего, окружающие - а героиня так и остается зверем, готовым к нападению в любой момент. Ее мучает женщина, приносящая еду - Нами подстерегает удачный момент и заставляет ее саму обвариться кипятком. А потом возвращается к своему мрачному спокойствию - по сути, на протяжении едва ли не большей части фильма основным актерским оружие Кадзи является взгляд, ее глаза - и они запоминаются сильнее иных кровавых сцен. Крови и натурализма, кстати, в фильме немного, обнаженной натуры гораздо больше - в том числе и с раздеваниями героини Мейко Кадзи.

По хожу просмотра это понимаешь не сразу, но повествование в фильме идет скорее мифологическое, чем реалистическое - и то, что в основе фильма лежит манга начинаешь подозревать еще не заглянув в титры: к примеру, в сцене изнасилования, когда женщина лежит на прозрачном полу - и вдруг его подсветка меняется, превращая изображение в подобие кадра из зловещей манги.

Еще раз мифологическое начало проглядывает в сцене в душе, которая, кстати, здесь не просто эротическая приманка, а важный элемент как сюжета, так и эстетики фильма. Соперница нападает на героиню - но грим и освещение превращают ее лицо в злобную маску демона, напоминающая театр кабуки. Да и сама схватка, судя по тому, как она показана происходит не в "реальном времени", а, скорее, в некоем мифологическом пространстве - до того самого мгновения, когда будет нанесет удар по глазу коменданта.

Героиня остается невозмутимой, хитрой и очень опасной - даже, казалось бы, немотивированная сцена лесбийского секса оказывается элементом коварного плана. Героиня Мейко Кадзи здесь - действительно женщина "отказавшаяся стать жертвой" и то, что я смотрел этот фильм через пару дней после "Техасской резни бензопилой 4" лишь подчеркнуло успех японских кинематографистов и провал американских: достаточно просто сравнить игру Мейко Кадзи и Рене Зельвеггер, чтобы почувствовать разницу - и между их героинями, и в уровне самих актрис, если уж на то пошло.

Вообще, с первого просмотра мне, кажется, не удалось до конца понять и прочувствовать этот фильм, настолько он необычен: одна только сцена, в которой Мейко заставляют часами, до изнеможения копать яму, которую обязаны, одновременно, засыпать ее товарки до заключению - уже это явно отличает картину от обычных в "тюремных" фильмах сцен пыток.

Запоминается и финал: сначала стильное появление Мейко Кадзи за спиной злодея, который говорит по телефону, а потом финальная схватка с бывшим женихом - единственная сцена противостояния героини которая, по моему ощущению, снята как раз не в "мифологическом", а почти реалистическом ключе.

В любом случае, даже если вы забудете сюжет и подробности фильма, полагаю, что в памяти все равно засядут горящий спокойной ненавистью взгляд Кайдзи и, конечно же, песня:

Shinde Hanami ga, Sakuja Nashi,

Urami Hito-suji, Ikite-yuku.

On'na, On'na,

On'na Inochi no... Urami-bushi.

Не уверен, что я понял до конца этот фильм - первый в карьере режиссера, кстати - но я его люблю и явно буду пересматривать, хотя, во всяком случае, после первого знакомства, я склонен ставить "Госпожа Кровавый Снег" все же выше, чем эту картину - как минимум, по эмоциональному воздействию.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)