]]>
]]>

Bud Abbott Lou Costello Meet Frankenstein

Два туповатых грузчика должны доставить в музей Ужасов ящики с телами Дракулы и монстра Франкенштейна. Вот только это не восковые манекены, а настоящие чудовища - и Дракула лелеет мечту сделать монстра своим слугой. А для этого ему нужен мозг очень тупого и послушного человека.

Режиссер: Чарльз Бартон

В ролях: Бад Эбботт, Лу Костелло, Лон Чейни мл., Бела Лугоши, Гленн Стрэйндж, Ленор Обер, Джейн Рэндольф, Фрэнк Фергюсон, Чарльз Брэдстрит, Бобби Барбер, Винсент Прайс

Этот фильм стал завершением сразу трех циклов так называемых "Классических ужастиков "Юниверсал": Дракула, Человек-волк и Франкенштейн наконец были оставлены в покое. На какое-то время. Общим местом стало говорить, что к выходу этого фильма чудовища перестали быть страшными и превратились в героев комедии. Вот, дескать, до чего пал жанр. На мой взгляд, самопародия - скорее, признак силы. Слабый над собой смеяться не умеет. 

Другой разговор, что сильными здесь оказались классические монстры, а слабыми - вынесенные в название фильма комики. Собственно, Костелло и не хотел делать это фильм, утверждая, что его малолетняя дочь напишет сценарий лучше: переубедил его повышенный гонорар. Но Костелло был совершенно прав - с точки зрения канона серии, в фильме нет ничего кроме глупостей и натяжек. В "Доме Дракулы" , предыдущем фильме серии, Ларри Талбот излечился от ликантропии, но здесь он снова человек-волк. Как? Почему? Неизвестно. Или, к примеру, как вышло, что Дракула теперь способен подзаряжать монстра Франкенштейна при помощи... своего перстня? Ведь раньше этот процесс требовал впечатляющей машинерии. Ответа мы не получим. Сам по себе сюжет, который вращается вокруг попытки заполучить новый мозг для чудовища Франкенштейна - в общем-то, довольно типичен для серии, что и понятно для пародии. Но, при столкновении с пресловутыми комиками, знаменитых монстров пришлось делать значительно тупее, чем им положено, чтобы уложить в прокрустово ложе фарсового юморка. 

Что касается юмора, то, сколько бы не провозглашали эту картину классической - он слабоват и, к тому же, на мой непросвещенный вкус, ни Эббот, ни Костелло не отличаются в этих ролях каким-либо обаянием. Их персонажам не получается сочувствовать. Поклонники мистера Питкина останутся довольны - но не более того, на мой взгляд. Да, есть несколько довольно удачных реплик, вроде заявления Дракулы: "В наше время нужны свежая кровь и мозги". Но все-так, далеко не каждая реплика здесь заставляет хотя бы усмехнуться. Есть и несколько неплохо поставленных сцен, вроде эпизода, в котором Костелло возвращается в комнату Талбота, не зная, что тот уже превратился в Человека-волка. И вот наш толстячок, не замечая опасности, умудряется выбрать фрукт из вазы и покинуть комнату... А оборотень, все это время осторожно кравшийся за ним - остается ни с чем. Или бесконечные трюки с вращающейся дверью, когда преследователи и беглецы неизменно оказываются по разные стороны от нее. Но все это приемы, которые уже тогда были типичными - и вряд ли их можно записать в достоинства именно этого фильма. 

Но, как ни крути, этот фильм дает нам возможность снова увидеть на экране классических монстров, причем Талбота (Человека-волка) играет неизменный Лон Чейни-младший, а Дракулу - Бэла Лугоши,  впервые со времен оригинального фильма "Дракула" (1931 года).  Только в роли монстра мы видим не Бориса Карлоффа (он отказался сниматься и принял участие только в рекламной компании), а Глена Стрэйнджа, игравшего чудовище третий фильм подряд, начиная с "Дома Франкенштейна". Здесь ему даже говорить разрешили - пусть и пару слов за фильм. В довершение всего - обратите внимание на финальную сцену, в которой наши герои встречают Человека-невидимку: озвучивает его Винсент Прайс, исполнитель главной роли в фильме "Человек-невидимка возвращается"

И все-таки, из всей линейки классических ужастиков "Юниверсал" именно этот нравится мне в наименьшей степени. Впрочем, включать ли эту пародию в состав основного цикла - вопрос так и оставшийся дискуссионным. В ставшее культовым переиздание сериала, известное как "The Monster Legacy", к примеру, ни одна из пародий с Эбботом и Костелло не вошла.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us