Возвращение живых мертвецов

]]>
]]>

The Return of the Living Dead, 1984

The Return of the Living Dead, 1984

В провинциальном похоронном бюро хранятся канистры с трупами - теми самыми, которые несколько лет назад ожили и принялись нападать на людей. Как оказалось, те события были результатами неудачного военного эксперимента с боевыми газами. А это значит, что повреждать такую канистру не стоило даже годы спустя...

Режиссер: Дэн О’Бэннон

В ролях: Джеймс Карен, Клу Гулагер, Джеймс Карен, Том Мэтьюз, Линни Куигли

Я уже бегло писал обо всем этом цикле, но, разумеется, он достоин большего внимания. Вот и приступим - с самого начала, с первого фильма, который стал одной из самых яркий комедий ужасов и, к тому же, оказал огромное влияние на всю массовую культуру. Достаточно напомнить, что представление о зомби, как об охотниках за чужими мозгами возникло именно в этом фильме.

Итак, Дэн О’Бэннон сценарист "Чужого" и "Жизненной силы", впервые сел в режиссерское кресло, чтобы поработать над этим фильмом. Он стал продолжением "Ночи живых мертвецов", картины, уже тогда ставшей культовой. Цимес ситуации в том, что в основе первоначального замысла лежал сценарий Джона А. Руссо, соавтора Ромеро по культовой классике, который, по моему ощущению, всю оставшуюся жизнь доказывал, что тоже заслужил успех - но добился значительно меньшего. Так и здесь: Руссо в интервью любит заявить, что большая часть идей фильма принадлежит ему, но в подробности, похоже, не очень любит вдаваться. Более того, судя по его немногочисленным оговоркам, из его версии сценария могли позаимствовать не так и много. Есть ощущение, что его сотрудничество понадобилось, в основном, для того, чтобы придать "легитимности" статусу продолжения "Ночи живых мертвецов". Различия с мифологией Ромеро, кстати, обошли просто и довольно элегантно: поскольку те события были результатом неудачного эксперимента военных, то правду засекретили, а то, что рассказано в "Ночи..." - не более, чем дошедшие до простого населения искаженные слухи. Как бы то ни было, в детстве, после первых просмотров фильма, мне не особенно-то и верилось, что "Возвращение..." - продолжение именно "Ночи...". Ходили даже упорные слухи, что на самом деле, был какой-то другой фильм, "настоящая первая серия"...

Как бы то ни было, чем фильм подкупает сейчас, много лет спустя, так это своим уникальным тоном и игрой на ожиданиях зрителя. Многие части фильма - самый, что ни на есть "шаблон" жанра, но создатели, чаще всего, находят довольно неожиданный подход. К примеру, знаменитая "сцена на кладбище" - подростки устраивают гулянку среди могил, с плясками голышом на одном из надгробий (Линни Куигли в чем мать родила помнят, наверное, даже те, кто забыл весь остальной фильм). Понятно, что мы вправе ожидать истории о "расплате за осквернение", но на деле кладбище как таковое оказывается покинуто достаточно быстро и события развиваются совершенно не в рамках этой традиции. Более того, в какой-то момент герои оказываются заперты в доме, который штурмуют толпы мертвецов: это воспринимается не просто как "осадный хоррор", а как прямая аналогия с "Ночью..." - но и тут авторы быстро свернули на новую дорожку, не стал тщательно копировать предшественника.

Фильм запоминается в первую очередь как комедия, из-за множества гротескных деталей, персонажей, сцен - тут и сотрудник морга, добрейшей души человек, который слушает нацистские гимны в наушниках, и зомби, требующий прислать подкрепления... Но, при этом, в фильме немало и действительно жутких сцен - причем жутких не за счет натурализма - или не только за счет его. Больше всего в этом плане запоминается сцена "допроса" зомби, когда привязанный к столу труп объясняет, зачем зомби охотятся за мозгами. И, особенно поразившая меня во время последнего пересмотра, сцена, в которой один из главных героев, будучи уже мертв, но еще не обратившись окончательно, расписывает свои ощущения. Если вдуматься, попытаться прочувствовать, то это невероятно тяжелый в психологическом отношении эпизод - отлично сыгранный и поставленный, к тому же.

Что еще меня поразило, так это не соответствие славы "сатирического фильма", которую создали ему критики и тому. что действительно показано на экране. "Сатиру", в основном, выводят из действий военных, которые предпочли снести с лица земли зараженную территорию, уничтожив не только зомби, но и гражданских. В результате они, как это четко показано в фильме, запустили всю реакцию заново - и, скорее всего, только ухудшили ситуацию, с которой пытались бороться. Но есть одна проблема... смеяться над военными можно сколько угодно - но их действия вполне логичны, а то, что мертвецы переживут даже удар ракеты - вряд ли можно было ожидать. Отмечу, что действия героев в начале фильма, по сути, идентичны: "раз даже расчленение трупа не помогает - давайте его сожжем". Более того - сами кадры последствий (выпадение осадков, зараженных этим веществом, воскрешение зомби) в обоих случаях не просто похожи, они повторяются - тем самым закольцовывая ситуацию.

Возможно, именно в этом - самый необычный аспект мифологии фильма - по сути, это рассказ о патовой ситуации выхода из которой нет. Даже расчленив зомби, ты его не остановишь - каждая часть тела живет своей жизнью. Сожги его, развей пепел - и пресловутое вещество выпадет в виде осадков, воскрешая все вокруг. По сути, это, возможно, самое яркое нарушение "правил игры" в рамках данного фильма: чаще всего, сценаристы таки оставляют выход для героев. Словом, не вижу здесь сатиры - действия персонажей, в обоих случаях, вполне адекватны - неадекватной оказывается сама ситуация.

Ну и последнее, о чем хотелось бы сказать - само настроение фильма и то, как его воспринимают: часто встречается заявление, что сценарий фильма не продуман, что он разрывается между серьезным "ужастиком" и комедией. На мой взгляд, это не так: конечно, если сесть смотреть его с определенной установкой (на "серьезный" хоррор или комедию - неважно), то можно испытать некоторый диссонанс. Но, если смотреть фильм без подобной "предварительной настройки", то становится заметно, что это вполне цельное произведение, а игра на ожиданиях зрителя - не просчет сценариста, а напротив - часть удовольствия от просмотра.

Словом - оригинальный, дерзкий, смешной и страшный фильм, который с удовольствием смотрится до сих пор, уже и не помню, в который раз.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)