Властелин колец: Возвращение Короля (расширенная версия)

]]>
]]>

The Lord of the Rings: The Return of the King

The Lord of the Rings: The Return of the King

Армии Мордора пришли в движение: Минас-Тирит попал в осаду и даже возвращение наследника Исилдура может не спасти этот город. Вся надежда мира связана с парой хоббитов, которые пробираются тайными тропами в самое сердце темных земель.

Режиссер: Питер Джексон

В ролях: Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Иэн МакКеллен, Орландо Блум, Энди Серкис, Миранда Отто, Кристофер Ли

На самом деле, лучшая рецензия на этот фильм, которую я слышал в своей жизни, была короткой, грубоватой, но точной: "Задница устала, а глаза еще просят". И все же, после выхода расширенной версии, спорить стало сложно: высидеть ее до конца за один присест не так-то просто. Помимо поистине эпической продолжительности, дело здесь еще и в композиционной, ритмической сложности материала.

Профессору Толкину было, в общем-то, легче: он не раз говорил, что "Властелин колец" - одна книга, разделенная на три части просто для удобства публикации. Более того: в финале "Возвращения короля" нас ждет не одна концовка, а штуки три-четыре: уничтожение Кольца, воцарение Арагорна и сопутствующие ему события, возвращение хоббитов в родную страну и, наконец, отплытие из Серебристой Гавани. В романе, по большому счету, это воспринимается вполне нормально: дочитав очередную главу, читатель вполне может закрыть книгу, переварить еще один этап истории и потом к ней вернуться - это вполне нормальное обращение с книгой, написанной в таком ритме. В фильме, к сожалению, такой подход не работает и этот парад концовок несколько утомляет, но избежать их, по большому счету, нельзя - хотя события с Хоббитании, как не трудно заметить, даже в расширенной версии изрядно сократили по сравнению с романом.

Еще одна проблема касается расширенной версии как таковой: да, многие сцены - настоящая услада для фаната, но... Возьмите эпизод гибели Сарумана: Кристофер Ли для меня, например, один из самых любимых актеров и этот эпизод хорош, вот только... добавляет ли он что-то действительно существенное фильму, так ли уж он необходим повествованию? Лично я, при очередном пересмотре, уже не уверен.

Что касается фильма в целом: у нас снова поменялся жанр. При первом просмотре это не заметно, трилогия воспринимается как единое фэнтези-полотно, но потом, пересматривая, начинаешь понимать, что первый фильм, по сути, был волшебной сказкой, второй - военной драмой, а третий обернулся чистейшим приключенческим боевиком - за исключением второстепенной сюжетной линии. Ибо, как ни странно, линия Фродо и Сэма окончательно отошла на второй план и начала, временами, даже раздражать. У нас тут Фарамира заживо жечь готовятся, Гэндальф сталкивается с Ангмарцем, а вы предлагаете любоваться на очередную сцену интриг в любовном треугольнике двух хоббитов и одного Голлума? Ну да, время от времени это разбавляется переживаниями и терзаниями Фродо, но... если для книги Профессора эта линия была стержнем, то здесь смотрится, скорее, "обязательной программой", которую приходится выполнять, отрываясь от более интересных событий.

Впрочем, к "основной", "приключенческой" линии сюжета тоже есть вопросы. В частности, неожиданно слитой оказалась кульминация линии Йовин - ее схватка с Королем-Ангмарцем. Видимо, в угоду "проработке характеров" зрителям с самого начала дают понять, кто такой "юный всадник", прихвативший с собой в бой хоббита. В книге, напомню, личность Йовин оставалась тайной для всех - до решающего поединка с назгулом и это работало - в том числе, на эмоциональное потрясение. Сцена в фильме его не вызвала, да и вообще была подана как-то скомкано: признаться, я не замерял, но мне кажется, что Леголас мумака валил дольше, чем Йовин - предводителя назгулов.

Зато Джексон оторвался чисто стилистически: уже не раз говорилось, что орки во всей трилогии словно вышли из классических трэш-ужастиков, типа той же "Живой мертвечины", но отдельные сцены "Возвращения короля" и вовсе напоминают дешевые фэнтези-фильмы, только переснятые с большим бюджетом. Тот же эпизод похода Арагорна и его друзей Дорогой Мертвых до боли напоминает сцену из какого-нибудь "Ловчий смерти" - и, парадоксальным образом, именно потому и цепляет.

В целом, я все же люблю этот фильм - и сам по себе, и часть трилогии, но с течением лет и пересмотров все больше понимаю, что первые два фильма вышли более цельными и мощными. И тем не менее, для моего поколения, наверное, именно "Властелин колец" был главным потрясением - сравнимым, разве что, с тем, которое поколение 1970-х испытало увидев "Звездные войны".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2
    
    • Комментариев: 2

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Руслан | 16 сентября 2017 в 12:28:12

      Мне третий фильм показался менее удачно снятым, словно все пики эмоционального напряжения уже пройдены и добавить нечего. По большому счету, даже осада Минас-Тирита после полного отчаяния штурма Хельмовой Пяди выглядит как самоповтор. Конечно, хорош генерал орков, прекрасен Король-Чародей, ткнувший даже просветленного Гендальфа в его невозможность что-то изменить, хорошо закольцован в этот раз приход помощи не от мага, а от людей, а энтов заменяют призраки.

      Но, по большому счету, это выглядит слишком вторично. Мы не чувствуем отчаяния среди однотипных в своих доспехах воинов Гондора и какого-то количества мельтешащих мирных жителей. На фоне отличных визуальных ходов вроде зажигающихся маяков, приходиться наблюдать столь явно используемую компьютерную графику, что это просто раздражает. И то, что Джексон уходит иногда в откровенное дуракаваляние с этими слонопотамами и Леголасом, способным чуть ли не все войско перебить в одиночку, не добавляет симпатий. Идея с Голлумом, обвиняющим Сэма в поедании всех припасов - тоже какая-то странная. По мне уж проще было бы сделать упор на то, что Сэм настойчиво хочет понести Кольцо, а Фродо от этого все меньше верит ему.

      Сам Мордор смотрится бодро, особенно зловеще "плывущая" дорога у Минас-Моргула, тропа к Шелоб и она сама. Правда, в книге паучиха больше воспринималась как нечто демоническое, здесь же её ассоциируешь просто с огромным монстром.

      Насчет линии Сарумана - я думаю, необходимость поставить точку в истории предательства очевидна. Забавно, что режиссер, сначала возражавший против банальных битв магов, все же сделал Сарумана мечущим огненный шар с вершины башни. Ну и финал с последним проблеском света в душе Гримы, как не крути, хорош.

      В остальном же к концу и впрямь чувствуешь, что устал. Если задача стояла передать максимальное эмоциональное напряжение в третьем фильме, то она провалена. Радуя сценами сражений и окончанием истории, в плане сочувствия героям, он, ИМХО, наихудший.

    •  vxga | 17 сентября 2017 в 08:51:00

      Во многом согласен, да. Эмоциональные пики пройдены, а те, что есть выглядят именно самоповтором, а не возвращением мотива на новом витке - и это как раз недоработка режиссера, потому что весь вопрос в том, как это подать. Гондорские сцены мне нравятся визуально - доспехи воинов, архитектура и тому подобного, но того накала страстей, который был в предыдущем фильме все-таки нет.

      Идея с Голлумом - тут есть тонкости. С точки зрения сюжета ("мы просто несем кольцо в Мордор", ага) - выигрышнее было бы ваше предложение. Но Джексон продолжает вписывать туда явный гомосексуальный подтекст и в этом ключе удар по жизненно важным вещам, по еде, это умный ход. Что касается Сарумана: по большому счету, линия его предательства закончилась во втором фильме, когда могущественного мага заставили сидеть посреди болота. Даже сама сцена его гибели не выглядит более унизительной, чем это положение.

      Что касается Шелоб - у Толкина на ее образ работают смутные (для тех, кто не читал "Силь") отсылки к мифологическому прошлому, к Унголиант. В фильме эти отсылки толком никак не впишешь, поэтому проще было сделать обычного монстра, это как раз, понятное решение.

      Но в целом - да, третий фильм я и пересматриваю реже, и люблю меньше.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)