]]>
]]>

Jupiter Ascending, 2015

Jupiter Ascending

Американка русского происхождения, моющая туалеты вместе со своей матерью, однажды оказывается в гуще интриг галактического масштаба. Оказывается, она, в некотором роде, имеет право на управление галактикой - или, как минимум, ее значительной частью, включая Землю. Более того: нынешний правитель Земли рассматривает людей как ресурс для выработки некоего ценного вещества. И скоро он собирается устроить Жатву и собрать урожай.

Режиссер: Энди Вачовски, Лана Вачовски

В ролях: Ченнинг Татум, Мила Кунис, Шон Бин, Эдди Редмэйн, Мария Дойл Кеннеди, Терри Гиллиам

Не могу не согласится с оценками большинства зрителей в том, что фильм получился очень красивым и зрелищным - правда, по части бессмысленности и беспощадности экшена он временами напоминает творчество Майкла Бэя, не к ночи будь помянут. Но в художественном плане Вачовски сняли, похоже, самый озадачивающий фильм в своей карьере.

В первую очередь озадачивает кастинг: мало того, что даже хорошим актерам здесь играть, по сути, нечего, так на главную роль еще и выбрали Милу Кунис - страшную внешне и деревянную по актерской игре. Она неплохо смотрится в "Этим утром в Нью-Йорке", но это была проходная комедия, неплохо выглядела в "Озе Великом и Ужасном", но у Рэйми даже такое полено способно неплохо сыграть. А уж давать ей в противники Эдди Редмэйна с его манерами усталого декадента и необычной, но крайне интересной внешностью - это было и вовсе жестоко. Ему даже стараться не надо, можно просто смотреть с томным видом - и все становится ясно. Что уж долго говорить, если даже Ченнинг Татум, еще одно почетное дерево Голливуда, на фоне Милы Кунис в этом фильме смотрелся довольно выигрышно. Еще одна звезда тупых комедий, ага - в "Конец Света 2013" он смотрелся вполне на своем месте, а вот в "Орле Девятого легиона" уже вызывал недоумение и хихиканье у всех кроме озабоченных девушек. С другой стороны, такой демонстративный подбор актеров может объяснятся весьма просто: Вачовски сознательно набрали бревна, чтобы они не отвлекали от зрелищных сцен, декораций, костюмов.

Напоследок нельзя не отметить, что в небольшой, но приятной роли здесь снималась

Мария Дойл Кеннеди, звезда сериалов "Темное дитя" и "Тюдоры". В небольшом, но забавном камео всплыл и культовый режиссер Терри Гиллиам: он появляется в сцене, пародирующей бюрократию и явно отсылающей к "Бразилии", облизанной критиками антиутопии самого Гиллиама. Другой разговор, что в саму структуру фильма, на первый взгляд, эта сцена не вписывается, но об этом чуть позже. Ну и, наконец, не могу не отметить роль Шона Бина, звезды "Игры престолов" и "Властелина колец": его выбор на роль оказался, пожалуй, даже более вызывающим, чем выбор Кунис на роль красавицы и главной героини. Как-никак,

Показать...

- это почти авангард.

Но - шутки в сторону, пора поговорить о самом фильме, в структуре которого актеры, похоже, не самое главное. Большинство отечественных зрителей, похоже, просто не смогли это оценить, но "Восхождение Юпитер" - плоть от плоти космической оперы, причем самой, что ни на есть "корневой", времен "палпа" и Эдмонда Гамильтона. Это современная космическая опера ушла в дебри типа "Игры Эндера", а то и вовсе Буджолд - а во времена "Звездных Королей" все было иначе. И именно теми временами, судя по всему, вдохновлялись Вачовски. Основа сюжета совпадает практически полностью: обычная землянка оказывается на просторах галактики, где правят и воюют аристократы, владеющие целыми планетами и звездными системами. Она оказывается ключевой фигурой интриги, совершает судьбоносные поступки...

Вот тут-то Вачовски и показали норов, насытив этот скелет массой ироничных деталей. Главная героиня, конечно, устала драить унитазы (увидеть Милу Кунис за этим занятием - уже приятный подарок, это да), но вовсе не мечтает стать галактическим политиком. Более того, она не совершает ничего судьбоносного даже на уровне "Мэри Сью", что для палп-литературы было бы вполне приемлемо. По сути, она "макгаффин", нечто неважное само по себе, но заставляющее других героев суетиться, а сюжет двигаться. Более того - для космической оперы у фильма совершенно немыслимый финал (СПОЙЛЕР): она возвращается на Землю, видимо, намереваясь и дальше драить унитазы, а вся ее власть и возможности используются для того, чтобы полетать по небу с мальчиком. Для классической космооперы этот ход просто немыслим: человек не может отказаться от зова звезд и бессмертных аристократов. Да, в первой версии "Звездных королей" герой был вынужден вернуться на Землю и его принцесса последовала за ним. Но, во-первых, им не грозило драит унитазы, а во-вторых - это в принципе другой расклад.

Работают на эту версию и другие нюансы - вроде вышеупомянутой сцены, пародирующей бюрократию. В классическом палпе это было бы невозможно, он серьезен по отношению к звездам и их обитателям, рисуя их как контраст обыденной жизни и своего рода рай.

Словом, похоже, Вачовски показали редкий фокус: формально они сняли типичную старомодную космооперу, едва ли не более архаичную, чем классическая трилогия "Звездных войн", но на деле пропитали свое творение иронией и вывернули каноны жанра наизнанку. Другой вопрос, что эта их выходка, похоже, осталась непонятой. Но, со временем, полагаю, я бы пересмотрел этот фильм, чтобы еще раз проследить подобные нюансы, уже зная, что из себя представляет "Восхождение Юпитер".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us