]]>
]]>

The Lord of the Rings: The Two Towers

The Lord of the Rings: The Two Towers

Фродо и Сэм пробираются в Мордор, Голлум ведет их тропой, якобы, неизвестной оркам. Арагорн, Леголас и Гимли бегут по следам орков, похитивших Пиппина и Мэрри, еще не зная, что этот путь приведет их прямо в пасть войны...

Режиссер: Питер Джексон

В ролях: Элайджа Вуд, Орландо Блум, Вигго Мортенсен, Иэн МакКеллен, Миранда Отто, Джон Рис-Дэвис, Энди Серкис, Кристофер Ли, Кейт Бланшетт, Лив Тайлер

И снова - беглые заметки после очередного просмотра: по хорошему, надо бы пересмотреть бонусы, послушать, наконец, комментарии... Хотелось бы надеяться, что время на это все когда-нибудь найдется.

Миранда Отто в роли Йовин заставляет еще раз восхититься выбором режиссера (слава богу, что не прошла Уинслет, хотя я ничего не имею против нее, как актрисы). А заодно и задуматься о некоей странности женских образов в фильме: они все - сильные личности, крайне привлекательные своим характером, но... Ни одна из актрис - ни Кейт Бланшетт, ни Лив Тайлер, ни Миранда Отто, пожалуй, не может считаться красавицей в общепринятом смысле слова. И тем не менее: они выглядят потрясающе женственно, привлекательно и остаются в памяти невероятно красивыми...

Кстати, об Арвен - в книге ее, разумеется, нет, но в фильме добавили пару флэшбеков (а первоначально и вовсе хотели в Хельмову Пядь отправить). Как раз в этих флэшбеках и порылась собака: из них выясняется, что Элронд такого тестя, простите, в гробу видал, Арвен он хотел уволочь за море и без вариантов. И как Арвен, по не до конца понятной причине, подталкивала своего суженого к исполнению пророчества - то есть, к тому, чтобы занять трон Гондора как наследник Исильдура. У ПиДжея в этих сценах получается какой-то завуалированный политический триллер, попахивающий уже не Толкином, а, как это ни забавно, Еськовым.

И снова - с точки зрения дизайна в фильме было то, что мне нравится безоговорочно - и то, что вызывает некоторые сомнения. Я просто в восторге от того, как выглядит Рохан, его дома, его солдаты - на экране возникает культура в которую веришь и которой любуешься, правдоподобная и невероятно красивая. Но, с другой стороны, энты... Сам я даже отдаленно не представляю, как их стоило бы сделать, но до конца принять их образ в фильме не могу. Во-первых, с этими длинными, ломкими ногами они похожи на шагателей из "Звездных войн" - не зря же одного из них и сбивают точно так же. А во-вторых, сами лица энтов выглядят слишком сказочными, напоминающими едва ли не фильмы Роу и Птушко. В книге они представлялись, все-таки, более кряжистыми, основательными и, временами, даже страшноватыми.

И снова сценарий пришлось перекраивать, потому что в романе автор может себе позволить то, что не получится на экране: в частности, разделить книгу на две половины, посвященные разным группам героев. Толкин мог на сотни страниц бросить Фродо и Сэма - Джексон так делать не стал и, на мой взгляд, к лучшему. Благо, в фильме сцены посвященные Фродо используются, чаще всего, как вводные (в начале фильма), как перебивки между ключевыми эпизодами в разных местах и как средство временного снятия напряжения. Ей-богу, поставь Джексон все сцены "Фродо-Сэм-Горлум" подряд - зритель бы очень быстро утомился. Впрочем, "прожевать" битву за Хельмову Пядь, если бы ее дали одним куском тоже было бы непросто.

И еще - не смотря на немалую продолжительность фильма я бы вырезал из него всего пару секунд. Это миг, когда Арагорн и Теоден собираются на последний бой, на безнадежный прорыв - и тут Арагорн вспоминает слова Гэндальфа про восход пятого дня. После чего следует за королем. Во-первых, это просто выставляет героя в странном свете: он вспомнил, что обещана помощь и не кого-то, а мага - и все же скрыл это от Теодена. Извините, но эту информацию вообще стоило было тогда выложить в самом начале: если бы Арагорн сказал, что задача - продержаться строго определенное время, то, возможно, и оборону бы строили иначе. Но нет - наш благородный воитель сначала забывает об этой мелочи, а потом решает о ней умолчать.

Но бог с ним, с характером Дунадана, проблема в том, что это вообще ломает сцену. К тому времени большинство зрителей попросту забыли обещание Гэндальфа - и они видят героев, которые идут в безнадежный бой, чтобы дать шанс женщинам и детям. Но нет - в этот момент надо было вставить флэшбек на корню убивающий весь пафос. Без этой пары секунд получилась бы одна из самых любимых мной сцен во всем фильме.

Интересно и то, что и фильм, и книга на русском языке называются не вполне правильно: две крепости, две твердыни... И тот, и другой вариант заставляют думать, скорее, о Хельмовой Пяди и Минас-Тирите, чем о Дол-Гулдур и Айзенгарде. У Толкина просто и незамысловато - "две башни", причем Саруман в фильме говорит прямым текстом, что речь идет о его башне - и о той, на которой бдит Огненный Глаз. В этом плане забавно, что основной акцент в фильме - и по метражу, и по эмоциональному воздействию - приходится не на какую-то из этих башен, а на Рохан. При этом, пересматривая фильм, я неожиданно понял, что "Две крепости" - моя любимая военная драма. Почему-то линия Рохона и Хельмовой Пяди меня трогает здесь сильнее, чем любой виденный мною фильм о второй мировой войне, например. Причем сам я не возьмусь точно показать пальцем, почему возникает этот эффект. С другой стороны, с меня взятки гладки - я вообще к этому жанру равнодушен.

Словом, второй фильм получился несколько иным, нежели первый: перед нами раскинулся весь мир Средиземья, в котором хоббиты уже не фокус повествования, а лишь одна из частей этого мира. И - да, я люблю этот фильм, не смотря на всего его отступления от книги - к примеру, образ Фарамира у Джексона заметно отличается от первоисточника. Но мои любимые сцены в этом фильме, как ни странно, почти не связаны с войной - это эпизод, где Гимли рассказывает о женщинах гномов и сцена, в которой Йовин допытывается о возрасте Арагорна.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2