Владимир Миняев, Франк Шнелле - Стивен Спилберг и его мастерская

3 января 2013 г.Просмотров: 3031RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Именно по этой книге легко показать блеск и нищету российского книгоиздания: люди, поднявшие на стяг слова "глупость и жадность", губят книгоиздание на корню. Это отличная немецкая монография, которую перевел человек, знающий предмет отнюдь не досконально. Более того, в соавторы к почтенному немцу зачем-то пристегнули российского автора, который только приблизительно знает, кто такой Спилберг - и постоянно совершает грубые ошибки. Но, не смотря на старание русского издателя испортить все, что только можно - книга все-таки любопытна.

Кто такой Владимир Миняев мне выяснить не удалось, но есть ощущение, что это киновед советской закалки, из разряда "я Пастернака не читал, но все вам сейчас расскажу". Чтобы не разбирать его опус постранично, посмешу двумя деталями. 

На 39 странице автор сообщает: "С фильмом "Е. Т. было связано и одно трагическое обстоятельство, после которого Спилберг и его команда пережили тяжелое душевное потрясение. В последний день съемок фильма режиссера Джона Лэндиса, который он продюсировал, упал вертолет и убил Вика Морроу и двух маленьких детей. Эта трагедия тяжело отразилась на Спилберге, но, к счастью, фильм "Е. Т" был уже к этому времени завершен".

В этой цитате, на мой взгляд, прекрасно все и не перевран разве что один факт: смерть Морроу и двух детей. Но, во-первых, эта трагедия зачем-то связывается с фильмом "Е. Т.", как автор упорно называет "Инопланетянина", а во втором предложении и вовсе упоминается "фильм Джона Лэндиса, который он продюсировал". Во-первых, в результате можно сделать вывод, что "Е. Т." - фильм Джона Лэндиса , а во-вторых, "он" по правилам русского языка, в этом предложении тоже Лэндис, а вовсе не Спилберг, которого подразумевал "ученый" муж. В довершение клинической картины, на следующей странице автор рассказывает о том, что через год после премьеры "Инопланетянина" Спилберг участвовал в создании антологии "Сумеречная зона: Фильм" . Висельный юмор ситуации в том, что это и есть тот фильм, на съемках которого погиб Вик Морроу. Но наш специалист, похоже, не имеет об этом никакого понятия. Самое смешное, что подробности этой истории - и теперь уже без ляпов, рассказываются в той части книги, которая написана немецким "соавтором" - из чего понятно, что Миняев вряд ли дал себе труд внимательно прочесть Шнелле. 

Впрочем, наш киновед вообще мало, что читал - иначе бы не писал с умным видом, что "Питер Пэн - герой американских комиксов" (47 страница). На фоне подобной безграмотности как-то сложно придираться к тому, что фильм Hook у него так и именуется - "Хук" (про боксеров, видимо). Хотя на подписях к фотографиям, несколькими страницами далее - совершено правильно стоит "Крюк".

Это и есть типичное поведение "правообладателя": поскольку он "не тварь дрожащая, а право имею", то к тщательно написанной книге другого автора можно приписать соавторство, наплодить грубых ошибок и так далее.

Переходя к той части книги, которая написана Шнелле - снимаю шляпу. Подробно написанная работа специалиста, причем нашедшего любопытный ракурс. В книге, по сути, идет речь о Спилберге-продюсере, о том, кому и в какой мере он поспособствовал начать карьеру. В результате со страниц монографии встает образ этакого Роджера Кормана мейнстрим-кино: здесь и сотрудничество с Робертом Зимекисом, Джо Данте и многими другими - вплоть до Кевина Рейнольдса и Криса Коламбуса . На мой взгляд, роль и влияние Спилберга в их карьерах временами даже преувеличивается: к примеру, роль Спилберга в карьере Тоуба Хупера была, мне кажется, скорее отрицательной - тогда как у Шнелле временами создается впечатление, что Спилберг помог Хуперу снять едва ли не единственный приличный фильм в его карьере. Впрочем, это уже особенности вкуса и точки зрения.

Словом - книга написана подробно, со вкусом, с довольно подробным анализом ключевых фильмов. О многих режиссерах, здесь разбираемых, русскоязычные книги, кажется, просто не выпускались. Единственная придирка к этой части книги - все-таки, в фильмографиях стоило бы приводить оригинальные названия фильмов. Так что, если первая часть книги способна непритворно насмешить, то вторая и правда обладает немалой ценностью.

Стивен Спилберг: Купить книги, фильмы, музыку Стивен СпилбергСтивен Спилберг: Купить книги, фильмы, музыку Стивен Спилберг
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us