Ведьмина служба доставки
Majo no takkyûbin
Кики - потомственная ведьма и теперь пришло время ее финального испытания. Она должна год прожить одна, в чужом городе и доказать свою полезность горожанам.
Режиссер: Такаси Симидзу
В ролях: Фука Косиба, Таданобу Асано, Риэ Миядзава, Матико Оно, Михо Канадзава
Игровой римейк классического аниме Миядзаки, детская сказка, переснятая создателем киносерии "Проклятие" - ну как тут можно не заинтересоваться?
Традиционно, в Японии снимается огромное количество фильмов, основанных на манге или аниме - причем фанаты аниме, чаще всего, относятся к такой продукции без особого одобрения. В данном случае ситуация усугубляется еще и тем, что покусились на живого классика, объект почти религиозного культа. Для меня ситуация в данном случае проще - Миядзаки я всегда считал скучным и переоцененным: в его работах мне виделось слишком сильное влияние советской полнометражной анимации (а ее я и в оригинале насмотрелся) и слишком мало того специфически японского безумия, которую составляет для меня главную прелесть аниме.
Другой разговор, что здесь еще вопрос, считать ли этот фильм римейком - или независимой экранизацией того же литературного первоисточника. Лично у меня ответа нет - мне не попадались ни какие-либо интервью авторов, четко формулирующие, как они смотрят на этот вопрос, ни, в конце концов, оригинальные повести. Насколько я понимаю, сюжетные различия между фильмов и мультфильмом есть, но о них чуть ниже.
Сам по себе сюжет про ведьму, которая пытается помогать людям и попадает в разные истории лично мне напоминает, скорее, сказу Отфрида Пройслера (автора, которого лично я ставлю гораздо выше Миядзаки) - в России эта повесть издавалась как "Маленькая баба-яга". В целом, сходство есть, но в фильме Симидзу, как мне показалось, меньше юмора и меньше самого ощущения волшебства. На протяжении большей части этой истории я ловил себя на мысли, что, если убрать из нее все, что связано с магией, то и менять-то особо ничего не придется. Получится обычная "реалистичная" история о подростке, который ищет себя, свое место в мире и пытается научиться уживаться с окружающими. То, что режиссер этого фильма - старожил хоррора было совершенно не заметно, если не считать пары лиц, знакомых по его "профильным" работам. Не было и ощущения "фиги в кармане", если не считать откровенно фрейдистских кадров с метлой, вроде того, что вывешен наверху: просто обычный, аккуратный, но довольно проходной детский фильм.
Все изменили последние минут двадцать, финальные сцены, в которых - ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ - девочке приходится лететь сквозь бурю, спасая больного бегемота. Причем животное просто посадили в корзину, привязали ее к метле и отправили полетать - в бурю-то, ага... Доктор Айболит, к которому его доставили, перевязал хвост бегемота первой попавшейся тряпкой и сказал, что лечение окончено... После этого, разумеется, было триумфальное возвращение героини, с ней примирились даже те, кто был ее противником, бла-бла-бла... Но было уже поздно. Эти 15 - 20 минут довели меня до смеховой истерики, я рыдал в голос от хохота - и после этого уже не мог воспринимать этот фильм всерьез. Судя по всему, к концу съемок режиссер и сам озверел от типового образца благостности и решил добавить отъявленного ТРЭША. Если так, то у него получилось. При этом, если мне не изменяет память, в мультфильме спасали не бегемотика, а парня, любителя аэронафтики, угодившего в шторм - и все было серьезно и драматично.
По сути, благодаря этим финальным сценам, мне фильм очень понравился, но рекомендовать я его не берусь: поклонники аниме, скорее всего, будут в ярости, фанаты трэша проскучают две трети картины.... И все-таки - привязанный к метле бегемотик это, знаете ли, стоит увидеть.