В клетке

16 мая 2018 г.Просмотров: 631RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Captifs, 2010

captifs-2010.jpg

Трое участников гуманитарной миссии, покидая некую страну в Восточной Европе, попадают в плен. Неизвестные мучители приготовили им чудовищную участь.

Режиссер: Ян Гозлан

В ролях: Зоэ Феликс, Эрик Савен, Арие Эльмале

С одной стороны, этот фильм - один из лучших французских хорроров, которые я смотрел: здесь есть хорошая операторская работа, есть интересные режиссерские находки. Сценарий, правда, подкачал: он использует наиболее предсказуемые ходы жанра, да еще и подводит к ним, зачастую, довольно неуклюже. С другой стороны, в хорроре стоить свое произведение на "проверенных" элементах - еще не преступление и, в целом, просмотру это не мешает.

Есть и другая интересная деталь, связанная с фильмом: он, якобы, основан на реальных событиях, но, при этом, искажает их, подавая едва ли не с точностью до наоборот - и в этом смысле является откровенной политической провокацией. Разбирать эти стороны фильма стоит, пожалуй, отдельно друг от друга, поэтому сначала обсудим фильм сам по себе.

У французского хоррора есть одна "родовая" черта: они не могут снимать просто, без попытки прикрутить "второе дно", метафоры и прочий мусор. Вот и здесь: к достаточно простой и способной работать самостоятельно истории прикрутили дополнительный слой, который, на самом деле, просто не нужен. Главная героиня в детстве попалась бешеной собаке, та, практически на глазах у девочки, загрызла другого ребенка, а саму нашу героиню загнала в ловушку в машине. Много лет спустя, будучи сотрудницей гуманитарной миссии, она попадает в плен, видит, что среди пленников есть девочка и решает ее спасти. Ах да, у тех, кто ее пленил тоже есть овчарки и ей даже придется красться мимо разъяренных псов. Засада здесь вот в чем: во-первых, если героиня - медик, которая мотается по горячим точкам всего мира, чтобы помогать людям, то я поверил бы в ее желание спасти девочку и без этой дурацкой истории из детства.Во-вторых, если уж мы так концентрирует внимание на собачках, то они должны были сыграть чуть более существенную роль в истории ее побега: например, если бы в ключевой момент героиня, под властью воспоминаний, поддалась панике и собаки бы ее загнали. Но в данном виде, на мой взгляд, эта история не нужна и не работает - в конце концов, если вы - беглец и вас преследуют овчарки, то это страшно само по себе, вне зависимости от того, случалось ли нечто подобное в вашем детстве. С этой же линией связана еще одна, откровенно вымученная сцена: девушка очнулась и увидела открытую дверь своей клетки - она вышла во двор, заметила свою подругу детства... Любой зритель в этот момент понимает: либо у сценариста - бред, либо у героини - сон, но и то, и другое существенно снижает напряжение, не так ли?

Есть и другие странные сюжетные ходы, слишком очевидно толкающие сюжет в нужном сценаристу направлении. Старик с раненой ногой умудряется пружиной из матраса выковырять решетку из окна - причем на это никак не реагирует не только охрана, но и девушка в соседней камере. Вы можете счесть это правдоподобным ходом в реалистической драме? Лично у меня не получается.

По большому счету, в рамках подобной истории, на мой вкус, возможно два интересных развития арки главной героини. Она могла таки погибнуть в последний момент: ради спасения девочки, из-за своего страха перед собаками или по какой-то еще причине, способной обеспечить драматизм и катарсисис. Или наоборот: она могла бы спастись, но путем превращения в такого зверя, по сравнению с которым преступники стали бы казаться пострадавшими. Но сценаристы и здесь предпочли наиболее банальную развязку: в последний момент главная героиня и пресловутая девочка умудряются спастись, их увозят на попутке в "светлое завтра".

Теперь, что касается политической составляющей. В фильме не очень ясно, где конкретно происходит действие, Восточная Европа не маленькая, но говорят похитители на явно славянском языке. По тому, как это подается в фильме, события воспринимаешь происходящими в Югославии, а героев - сербами. Как становится ясно по ходу развития сюжета, они не просто похищают людей: они, по мере необходимости, разбирают их на органы для черного рынка. И вот тут возникает пресловутое "основано на реальных событиях" - фильм отталкивается от случаев торговли человеческими органами в Косово, но засада в том, что в реальности этим занималась "Армия освобождения Косово", то есть как раз албанцы - а сербы, как, впрочем, и представители других национальностей, были их жертвами. Причем, по упоминаниям на той же imdb, продвижению фильма способствовал Бернар Кушнер, один из основателей "Врачей без границ", бывший министр иностранных дел Франции - а в свое время он возглавлял временную администрацию в Косово, которая как раз и помешала расследованию преступлений албанцев. Этот же замечательный человек, по некоторым данным, выступал за эвтаназию и публично признавался в умерщвлении безнадежных пациентов. Об этих событиях выходили целые книги, как минимум часть их них издавалась и на русском, так что, желающие могут покопаться в теме и дальше, но лично я хочу лишь отметить, что подобная информация несколько меняет восприятие фильма.

Но сам по себе фильм - несколько банальный с точки зрения сценария, но зато хорошо снятый и сыгранный триллер, который поклонникам жанра вполне может доставить удовольствие - причем, на мой взгляд, несколько большее, чем многие другие французские хоррроры, включая такие "хиты" как "Кровавая жатва" или "Граница".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us