Ужас из могилы

12 апреля 2020 г.Просмотров: 1322RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

El espanto surge de la tumba, 1973

El espanto surge de la tumba, 1973

Французский чародей, казненный в средние века вместе со своей женой колдуньей, был возвращен к жизни потомками своих палачей. Естественно, что они жаждут лишь кровавой, извращенной мести...

Режиссер: Карлос Ауред

В ролях: Пол Нэши, Эмма Коэн, Хельга Лине

Это режиссерский дебют Карлоса Ауреда, автора не особенно плодовитого, но примечательного: он был ассистентом режиссера Леона Климовски, а позднее поставил несколько фильмов как режиссер. Половина из них - хорроры с Нэши, а половина - эротика разной степени откровенности, включая порнографический "Сексуальный апокалипсис" с Линой Ромэй и Ажитой Уилсон.

Для фильма режиссера-дебютанта актерский состав впечатляет. Эмма Коэн, сыгравшая здесь, по сути, главную женскую роль, в том же 1973 году снялась в одном из лучших фильмов Франко - "Непристойном зеркале". Хельга Лине и вовсе звезда жанрового кино, снимавшаяся в прорве фильмов.

Нэши, кстати, не только сыграл здесь сразу три роли, но еще и написал сценарий и даже предоставил свой загородный дом в качестве основной локации. По его словам, сценарий был написан за 2 - 2, 5 дня под влиянием стимуляторов: потому что некий голландский банк хотел вложиться в кино и продюсер будущего фильма обратился к Нэши, но сроки поджимали. Карлоса Ауреда на пост режиссера, якобы, предложил сам Нэши.

Как и многие испанские хорроры той эпохи он напоминает фильмы "Хаммер" - главный коммерческий и стилистический ориентир в фильмах ужасов того времени. С той поправкой, правда, что у испанцев, по моим ощущениям, гораздо больше крови и обнаженки - но тут кроется нюанс: авторы фильма заранее знали, что некоторые сцены испанскую цензуру не пройдут по определению, поэтому снимали их сразу в двух версиях - "с обнаженкой" и "одетой". Разумеется, большинство зрителей сейчас предпочитает версию без цензуры и понять их можно: дело не просто в клубничке и кровище, меняется сама энергетика фильма. В свое время я видел "отцензуренную" версию "Давилки", где было аккуратно подрезана секунда там, доля секунды - сям. И это был другой фильм. Сам Нэши в комментариях ссылается на исторические данные, по которым ведьм действительно пытали обнаженными, из-за возникающего сексуального напряжения - не знаю, как это было в истории, но в кино этот принцип, безусловно, работает.

Сценарий, с одной стороны, построен на шаблонах, этаких готовых кирпичах жанра, но с другой - временами он достаточно интересно с ними играет. Мы начинаем на территории, несколько напоминающей "Проклятых королей": инквизиция, колдун с колдуньей, проклинающие своих палачей. Их потомки, которые посетят спиритический сеанс, чтоб спросить дух колдуна, где похоронено его тело - и, разумеется, поедут проверить, правду ли сказало привидение. Чувствуете? Нечто подобное мы видели во многих фильмах, но контекст здесь несколько меняется. Некоторые темы затронуты лишь мельком, но их присутствие все равно ощутимо: скажем, "момент перехода", когда культурные, "городские" люди оказываются в сельской местности и сталкиваются с местными жителями, гораздо более "дикими". Фильмы с этим сюжетным ходом можно выделять в отдельный поджанр - от "Двух тысяч маньяков" до, например, "Техасской резни бензопилой". Но в "Ужасе из могилы" противостояние "городских и деревенских" - не основа сюжета, а лишь одна из красок в палитре фильма. Хотя сам сценарист этот мотив осознавал, о чем и говорит в комментариях.

Тесно связан с этой частью фильма и мотив "проклятого дома", который нельзя покинуть - в хоррорах этот сюжетный ход, опять-таки, не редкость, но любопытно, что сам Нэши в этом контексте вспоминает "Ангела-истребителя" Бунюэля, а не какую-нибудь готику, например. Далее воскресшая парочка чернокнижников начинает подчинять себе жертв, как какие-нибудь вампиры, а убитые ими неожиданно появляются как... зомби. Кстати, сцена их нападения на дом снята достаточно неплохо.

И так практически весь фильм: практически любая сцена состоит из элементов, которые мы уже где-то видели, но нюансы этих эпизодов и само их соединение, зачастую, достаточно любопытно. Отдельные сцены и вовсе производят странное впечатление крючочков, которые думали забросить, но потом забыли. К примеру: герои, наконец, добираются до дома и сверху за их приближением следят две девушки - снято это так, что красотки смотрятся достаточно зловеще, но.... Это оказываются просто дочери сторожа и особой роли в сюжете они не сыграют, мотив их "зловещести" никак не раскрыт. Возможно, это следствие импровизированности сценария: идеи могли мимолетно возникнуть, а потом забыться в процессе работы.

Что касается актерских работ, то Хельга Лине на меня как раз особого впечатления не произвела: привлекательная и злая колдунья, типового образца, 1 штука - ни больше, ни меньше. Из Нэши злодей получился фактурнее, по его словам, этот персонаж был вдохновлен Жилем де Ре - хотя из самого фильма догадаться об этом не просто. Хороша и Эмма Коэн - она, как минимум, сумела заставить сопереживать своей героине, тогда как остальные жертвы колдунов оставались, скорее, просто "фрагами".

В целом - это не шедевр, но хороший хоррор, снятый в типичной стилистике того времени - не скучный, но не особенно запоминающийся. Довольно много крови, довольно много обнаженки, так что, поклонник жанра вряд ли останется недовольным.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us