]]>
]]>

Universal Soldier, 1992

Премьере "Неудержимых 2" посвящается

Универсальный солдат (Universal Soldier, 1992)

Во время вьетнамской войны американский сержант начинает убивать мирных местных жителей. Рядовой его взвода вступает в спор - и дело заканчивается перестрелкой, смертельной для них обоих. Тела забирают военные, но бойцов велено записать как пропавших без вести. Двадцать пять лет спустя оказывается, что они оба стали частью программы по выведению идеальных солдат - но воспоминания начинают к ним возвращаться.

Режиссер: Роланд Эммерих

В ролях: Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен, Элли Уокер, Эд О’Росс, Джерри Орбак, Леон Риппи, Тико Уэллс, Ральф Мёллер, Роберт Требор, Джин Дэвис

В этом фильме можно различить два сюжетных плана. Во-первых, это очередная драма о "вьетнамском синдроме": о солдате, который продолжил воевать, даже вернувшись домой. О его бывшем сослуживце, который пытается с ним совладать... Все правильно, примерно эти же карты разыгрывал "Рэмбо: Первая кровь", снятый ровно на десять лет раньше. Да и в "Универсальном солдате", если мысленно убрать фантастический элемент, данная сюжетная линия нисколько не пострадает - правда, либо герой окажется старше, либо воевать на американской территории он начнет раньше.

Эта сторона фильма почти безукоризненна. Почти, потому что персонаж Дольфа Лундгрена, задуманный злодеем, выглядит ярче и даже харизматичнее, чем герой Жан-Клода Ван Дамма. К тому же, с чисто идеологической точки зрения... Война во Вьетнаме - тема далеко не однозначная: по сути американцы там сражались с партизанами, если я правильно помню. А в такой войне любой местный житель - либо партизан, либо тот, кто его кормит. И в этой ситуации рядовой, рискнувший оспаривать приказы командира, рискует либо погибнуть сам, либо подставить товарища. Но, как все мы знаем, в голливудском мейнстриме принято освещать вьетнамскую войну строго определенным образом. Тем не менее, "Универсальный солдат" может похвастаться двумя сильнейшими сценами, затрагивающими тему Вьетнама: вступительная, с Дольфом, хладнокровно делающим ожерелье из ушей и эпизод в универмаге, где потрясенная толпа внимает его речам.

Не могу не отметить еще один забавный аспект: этот фильм об американской армии снимал немецкий режиссер, а в ролях американских солдат снимались бельгиец, швед и опять же немец.

Что касается второго плана сюжета, то это фантастическая история о киборгах, к которым возвращаются их человеческие воспоминания - и заставляют вернуться к давнему конфликту. Все правильно, здесь "Унисол" снова следует проверенной тропе, работая на территории "Робокопа". И вы знаете, мне кажется, фильм Эммериха менее убедителен: знаменитое "Меня зовут Мерфи" - цепляет все-таки сильнее. Возможно, потому, что эмоции - в принципе не самая сильная сторона актерской манеры Жана-Клода, а весь этот конфликт ложится на плечи его персонажа. Герой Лундгрена, как-никак, колебаний не испытывает даже после возвращения памяти: не убил тогда - убью теперь.

«Скотт, война окончена!» — «Не для меня, не для неё и не для тебя».

В этом смысле он чем-то похож на полковника Куорича из недавнего "Аватара".

С точки зрения любителя фантастики, сценарий фильма состоит из больших и малых дыр, временами переходящих в черные. К примеру, работа по программе "Универсальный солдат" шла уже во времена вьетнамской войны - это в фильме четко показано. Где в таком случае находились наши герои четверть века и почему их ввели в действие только в тот момент? Что, собственно, с ними сделано? На экране показано нечто вроде киборгов, но рассказывается про генетические исследования и оживление мертвых. В общем, " и так сойдет" явно говорили себе авторы...

Есть в фильме и неплохая юмористическая сцена: разборка в баре из-за героя Ван Дамма, который поел, но не собирается платить, попросту ничего не зная о деньгах. Эпизод получился в меру забавный, с неплохо поставленной дракой.

А вот с лирической линией не задалось. По сути, ее просто нет: да, возле нашего унисола отирается какая-то бабенка-журналистка, но любовного интереса между персонажами не возникает, а сюжету она нужна как корове седло: сержант все равно рванул бы за непокорным рядовым, едва только вспомнив военные события - а уж есть с ним журналистка, или нет - дело десятое. У Элли Уокер, сыгравшей эту роль, определенно получилась первая сцена: появление крутой, слегка взбалмошной журналистки на месте будущего репортажа за несколько секунд до эфира. Дальше ей, собственно, и играть-то было нечего. Впрочем, в эпизоде поисков передатчика на теле голого унисола она смотрелась довольно забавно. Вызывает некоторую досаду и то, что героиню не раздели - при том, что в паре других фильмах актриса обнажаться не стеснялась. Зато - подозрительное, прямо скажем, обстоятельство - голую задницу Ван Дамма нам демонстрируют во всех подробностях.

Что касается боевых сцен, то Эммерих, как и во всех своих фильмах, обожает зрелищные взрывы, громкие перестрелки, редко давая героям возможность сойтись в рукопашную. Впрочем, возможно, он прав - в финальном сражении, на мой взгляд, Дольф снова оказался убедительнее соперника, хотя и должен был проиграть по сценарию.

В целом, если смотреть на этот фильм без ностальгической дымки, то он неплох, может похвастаться несколькими удачными сценами, но на звание шедевра никак не тянет. Хоть сейчас, хоть тогда - фильм чуть-чуть выше среднего.

Купить фильмы Дольфа Лундгрена

Купить фильмы Жан-Клода Ван ДаммаКупить фильмы Жан-Клода Ван Дамма

Автор: vxga
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us