Томас Харрис - Ганнибал: Восхождение

12 марта 2014 г.Просмотров: 2782RSS 2
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Thomas Harris - Hannibal: Rising, 2006

Ганнибал Лектер жил с родителями, в родовом замке - пока и до их мест не добралась война. Родители погибли, сестра была убита, а сам юноша после долгих мытарств, обрел приют у родственников, во Франции. Жажда отомстить постепенно берет над ним полную власть...

Сам автор утверждал, что взялся за эту книгу из опасения, что о юности Лектера напишет кто-то другой. На мой взгляд, результат получился неоднозначный. С одной стороны, перед нами - довольно увлекательный, отлично написанный роман. С другой: я бы сказал, что имеет место синдром "Звездных войн": как и Дарт Вейдер, Ганнибал из "Молчания ягнят" - фигура зловещая и внушительная, не в последнюю очередь - потому, что мы ничего о нем толком не знаем. А когда этот загадочный злодей становится Анакином Скайуокером - ну или аристократом, родившимся в Литве, выросшим во Франции и воспитанном японкой... Что-то уходит из его обаяния и появляется ли что-то в замен - еще вопрос.

Главное, что, по идее, должна придавать герою подобного рода предыстория - род психологической глубины. Как-никак, это объяснение "почему он дошел до жизни такой", как добрый мальчик из замка, набитого изысканными картинами - стал хладнокровным людоедом. Если честно, объяснение мне не показалось особенно убедительным. Итак, СПОЙЛЕР, но практически общеизвестный: во время второй мировой войны, мародеры продержали Лектера и его младшую сестру в плену. Сестру съели во время голода, причем, как позже говорит один из злодеев, с Ганнибалом тоже поделились, хотя сам он этого не знал - или же блокировал подобные воспоминания. Здесь возникает два перехода и один из них вполне понятен. Ганнибал решает сам покарать злодеев, съевших его сестру. Отсюда - один шаг до решения и дальше карать тех, кто в глазах Лектера совершает преступление: например, как мы помним по "Красному дракону" - музыканта в оркестре, который постоянно фальшивит. Здесь он, кстати, смыкается с историческим прототипом Дракулы - Владу Цепешу, если верить историкам, доводилось казнить за "неизящество": непришитый рукав или пуговицу. А вот со вторым переходом не все так прозрачно: лично мне, при чтении этой книги, так и осталось непонятным, каким образом пострадавший от людоедов человек психологически оказался готов есть людей. 

Сам мотив японской воспитательницы, в которую герой влюбляется, конечно, интересен - но в уже знакомых нам книгах  фильмах, Ганнибал - скорее, воплощения "европейца глазами американца", чем поклонник Востока. Так куда в нем девалась японская грусть? И, к слову, где хоть мимолетное, но упоминание о сросшихся пальцах? Не доведено до хоть какого-то логического конца и противостояние с полицейским инспектором. Тем самым, который заявляет "за неимением более подходящего слова, я бы назвал его монстром". А на каком основании? Просто из-за стремления вершить самосуд? А тогда, сразу после войны, это точно было таким уж исключением?

Но самое неоднозначное, это развязка романа, расправа над противниками. Ганнибал, которого мы знали - утонченный интеллектуал, который силен, прежде всего, мозгом. Да, он способен на взрывные, резкие действия - к примеру, напасть на полицейского и изуродовать его при попытке побега... Но здесь, расправляясь с врагами, он действует не как будущий утонченный профессор, а скорее как этакий Рэмбо - и я имею в виду не поэта. 

В целом, книга просто заполняет лакуны, не привнося в образ героя особой психологической глубины, зато добавляя кое-каких противоречий. Но, все-таки, она бойко написана и хорошо читается, она дает возможность еще раз повстречаться с полюбившимся героем... Это тоже неплохо, не находите?

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2