Тим Миллер - Побег из Хэппитауна
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: сплаттерпанк, Тим Миллер, Эйприл Всемогущая
Tim Miller - Escape from Happytown, 2015
Эйприл удалось выжить в зловещем Парке Развлечений Хэппитауна, но она угодила в плен к жителям этого города - и теперь снова пытается сбежать, еще не зная, что по ее следу идет Ищейка. Человек, профессия которого - убивать таких, как она.
Это прямое продолжение предыдущей книги цикла, "Добро пожаловать В Хэппитаун" - собственно, финал той книги повторяется в этой как пролог. Но, что самое интересное, стратегия автора здесь прямо противоположна.
Если помните, я упоминал, что главный недостаток второго романа об Эйприл - то, что сама Эйприл здесь, строго говоря, не нужна. По сюжету она сталкивается с противниками, на которых не действуют ее силы - и вынуждена противостоять им, как обычный человек, свои силы она подключает уже в финале, в "момент возмездия", разнося ненавистный ей город. Здесь же, в третьей книге цикла, все происходит строго наоборот: противники пытаются использовать слабые места сил Эйприл или просто подавать их - но раз за разом она умудряется все преодолеть и стать еще сильнее. Настолько сильнее, что ее дальнейшее развитие вызывает некоторые опасения: как известно, для хорошей истории у любого героя должна быть "ахиллесова пята", за похождениями всемогущих следить не так интересно.
Более того, собственно, название не вполне отражает содержание (и хорошо, как мне кажется). Непосредственно побег занял у героини не так много времени и основная часть действия протекала совсем в других локациях: Эйприл столкнулась с организацией, занимающейся такими, как она. И это ход довольно интересный, уже в третий раз меняющий атмосферу серии и существенно переписывающий ее мифологию. "Силы" героини уже не возникают внезапно после купания в болоте - они были ей присущи изначально, просто "спали", пока Эйприл не перенесла чудовищный шок.
То есть, изначально в третьей книге мы находились на территории чистого "сплаттера": озверевшие провинциалы против "понаехавшей", пленения, пытки - полный набор. Потом появляется мотив "Ищейки" и пославшей его организации: если продолжить метафору самих героев книги, то с территории "Кэрри" мы попадаем во владения "Воспламеняющей взглядом" - потому что, освободившись, героиня отчетливо даст понять сотрудникам этой организации, насколько она не одобряет их действия. И расписано это будет во всех кроваво-красочных, разумеется...
И тут выстраивается довольно интересная, хотя и не самая необычная, сюжетная линия: героиня сталкивается с крутым мужиком, который должен ее поймать по приказу специальной организации. Она освобождается, устраивает резню, "начальство" делает козлом отпущения Ищейку и, вероятнее всего, намерено с ним покончить. Эти двое объединяются и решают, в свою очередь, покончить с этой организацией, у которой, разумеется, есть и другие отделения, кроме уже "зачищенного" Эйприл. Но... Миллер здесь принимает парочку несколько странных решений. Одно из них - то, что Эйприл таки подчиняет себе Ищейку: на мой взгляд, это обедняет и персонажа, и драматические возможности его использования. Два "союзника поневоле", не доверяющих друг другу, как мне кажется, были бы более интересными фигурами.
Впрочем, самое странное не в этом: Миллер вводит еще одну героиню, Исиду - предельно отмороженную дамочку, которая направо и налево валит всех, кто встает у нее на пути, включая женщин и детей, но соглашается сосать водителю все дорогу, если тот ее подвезет. И даже не жаждет его убивать... Проблем с ней сразу несколько, но все они сводятся, в общем-то, к двум: зачем она нужна сюжету и почему она действует так, как действует? По сути, у нас уже есть женщина, склонная к массовым убийствам неугодных - это сама Эйприл. И создается настойчивое впечатление, что если выкинуть Исиду из романа, то объем книги уменьшится, конечно, а вот сюжет не особо пострадает. С другой стороны, многие ее действия просто непонятны: оказавшись в одной камере с Эйприл, Исида тут же лезет к ней приставать - и главная героиня немедленно и охотно откликается. Не подумайте обо мне плохо - я не против сцены с двумя горячими лесбиянками, но почему Эйприл, ранее таких склонностей не проявлявшая, мгновенно поддается? Есть ощущение, что только для еще одной вызывающей сцены - в чем, собственно, мне и видится пока главная функция Исиды как героини.
С другой стороны, во второй книге цикла мне казалась лишней сама Эйприл - но третья объяснила, зачем в сюжете про клоунов нужна была именно эта героиня. Возможно, четвертый роман цикла "оправдает" и Исиду, посмотрим.
В целом, как увлекательное, брутальное и забавное чтение на вечер - роман отлично работает, не смотря на все свои недостатки, так что поклонникам автора или жанра в целом его можно рекомендовать со спокойной душой. Любительский перевод имеется, искать во все тем же Баре "Экстремальный хоррор".