Терри Пратчетт - Пирамиды

2 октября 2015 г.Просмотров: 2015RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Terry Pratchett - Pyramids, 1989

Terry Pratchett - Pyramids

Вы - сын фараона, который всегда хотел быть чайкой. Из страны вечных и бесконечных пирамид вас послали в Анк-Морпорк, где вы и получили профессию... наемного убийцы. А теперь пора возвращаться домой, так как батюшка ваш преставился, а без фараона царство существовать не может: ему надо следить за массой важных вещей - начиная с заходов и восходов Солнца.

Практически с апреля, то есть сразу после "Вещих сестричек", я занимался тем, что читал эту книгу. Так тяжело у меня не шло еще ни одно юмористическое произведение. При этом, общее впечатление получилось забавным: в романе есть забавные идеи, есть интересные, но, такое впечатление, что первые активно мешают вторым - и наоборот. То есть фараон-наемный убийца или верблюд-математик - идеи, безусловно, способные насмешить, хотя с последним Пратчетт временами перегибает палку. Сюжет с царством, в котором фараон, жрецы, боги и правда обладают той властью, которая им приписывается - весьма интересен. Но, на мой вкус, они плохо сочетаются: на всем протяжении чтения, меня не оставляло впечатление, что я с удовольствием почитал бы о такой вариации на тему Древнего Египта - если бы не натужные попытки автора пошутить, большая часть которых, на мой вкус, успехом не увенчалась. К примеру попытка издевательства над афинскими философами вообще и Зеноном в частности - жуткая банальщина, более затасканным кажется, разве что, местный сфинкс. Правда, пара неплохих находок есть и в этой сцене - философ по имени Ибид (едва ли не самая смешная шутка в книге), профессиональный слушатель. Тем не менее, юмор кажется довольно неестественным, да и сам Пратчетт время от времени начинает производить впечатление человека, которого египтяне чем-то обидели и он теперь бессильно исходит желчью.

Главные герои, по сути, получились статичными: наследник фараонов вызывал интерес, пока он мотался по самому знаменитому (и злачному) городу Плоского мира, пытаясь сдать экзамены на убийцу. Хотя оставался немаловажный вопрос: зачем застывшему во времени царству, которое описывает автор, посылать наследников трона в другие страны? Вредных идей набираться? Попав в родное царство, он, как мне показалось, застыл в своем развитии и перестал вызывать особый интерес. То же самое касается и предмета его "любовного интереса": зачем вообще понадобилась эта вялотекущая "псевдолюбовная" линия? Для "неожиданного" поворота в финале? Даже верховный жрец, противостоящий главному герою, и тот получился значительно более интересным и сложным персонажем.

При этом есть действительно удачные моменты: те же мумии, которые устраивают шествие и помогают своему потомку - действительно неплохой эпизод. Но, все-таки, создается впечатление, что у автора было несколько интересных идей и пустынное пространство между ними - которое он и забил чем попало, просто для объема.

Насколько я понимаю, в цикле "Плоский мир" книга стоит особняком и на основные произведения никак не влияет. Если вы не многострадальный комплетист, вроде меня, то, на мой взгляд, ничего не потеряете, пропустив ее.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us