Терри Пратчетт - Мор, ученик Смерти

7 апреля 2015 г.Просмотров: 1394RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Terry Pratchett - Mort, 1987

Terry Pratchett - Mort

Даже Смерти иногда нужен отдых: хотя бы для того, чтобы понять людей и их ценности - прелести пьянства, азартных игр и прочих увлечений обычных смертных. А тут еще на сельской ярмарке подвернулся паренек, искавший работу. Так почему бы не взять его в ученики?

Вы будете смеяться, но и здесь мне видится дух Отфрида Пройслера и его великолепных сказок: на этот раз, в отличие от "Творцов заклинаний" это "Крабат". Особенно четко это ощущается в эпизоде, где Смерть и его ученик летят на лошади на первое задание, в замок короля. Ну и сам антураж: мрачный учитель, деревенский, довольно никчемный парнишка, который к нему нанялся, еще не очень понимая, во что ввязывается... И, конечно, девушка, которую придется спасать. Словом, типичная волшебная сказка, отчасти перекликающаяся с "Крабатом" не только настроением, но и сюжетом.

Впрочем, в отличие от канонов сказки, Смерть здесь - персонаж ни в коем случае не отрицательный, он устроен сложнее: сам по себе - отличный парень, но работа у него непростая. Даже принцесса оказывается под угрозой не по его злой воле - просто судьба у нее такая. И, как ни странно, смерть этой девушки, с точки зрения мира и его истории, обернется к лучшему - но, разумеется, наш герой, ученик Смерти, не может с этим согласится.

Более того, по сути, книга делится на две основные линии. Во-первых, это похождения ученика Смерти, его ошибка и дальнейшие попытки спасти принцессу - именно эта часть книги и напоминает "Крабата", но менее мрачно настроенного. И, во-вторых, это история "отпуска" самого Смерти, гораздо более оригинальная, не в упрек первой сюжетной линии. Позднее эти страницы отзовутся в творчестве многих писателей, начиная с того же Андрея Белянина, но до Пратчетта я такой трактовки образа Смерти и правда не припомню. Если мы говорим о художественной литературе, разумеется - потому что в сказках можно найти истории про храброго солдата, который обманул Смерть: как мне кажется, это отдаленный "родственник" пратчеттовского сюжета.

При всем при этом поражает в книге тщательность проработки мира. При всей его странности, в некоем внутреннем единстве ему не откажешь - в отличие, как уже говорилось, от первых книг. Более того, сэр Терри не устает радовать нас сочными, необычными деталями, вроде биографий, которые пишут сами себя на полках в доме Смерти. Есть и масса юмора, куда же без него, но, как и в романе о ведьмах, это уже не пересмеивание стандартов жанра как таковое, а общей иронический настрой, плюс россыпь метких наблюдений - чего стоит только объяснение сути демократии в Анк-Морпорке: "Анк-Морпорк, наигравшись со множеством различных форм управления, остановился на форме демократии, известной как «Один человек, Один голос». Тем самым Человеком был патриций; ему же принадлежал единственный Голос".

Словом, книга вполне на уровне "Творцов заклинаний" - если вы ставите их выше, чем "Цвет волшебства", то останетесь, как и я, вполне довольны. Если вам "Цвет" нравился больше, чем книга о ведьмах, то рискуете поворчать - но читать все равно стоит.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us