]]>
]]>

Bodigaado Kiba, 1993

Бывший заключенный, выйдя из тюрьмы, нанимает телохранителя, чтобы добраться до 500  миллионов йен, которые он украл у якудза. 

Режиссер: Такаши Миике

В ролях: Хисао Маки, Масару Мацуда, Дайсукэ Нагакура, Рен Осуги, Мегуми Сакита, Шинобу Танака, Такеши Ямато

Один из ранних фильмов Миике, ранее на русский, насколько я понимаю, не переводившийся. На Западе его снисходительно поругивают и, на мой взгляд, совершенно напрасно. Просто он не совсем укладывается в наши ожидания от подобного кино... 

Японцы умеют снимать фильмы о якудза стильно - даже лучше, чем американцы снимают о мафии, на мой взгляд. Поэтому зритель очередной такой драмы ждет картин красивой жизни и жестокой смерти парней, которые выглядят запредельно крутыми. Ничего подобного в фильме Миике нет: главный герой - неудачник, мелкая сошка, но и его оппоненты тоже не выглядят суперменами. Да и окружение: блеклые краски, трущобы... Это, скорее уж, в традициях "Боев без чести и человечности"  маэстро Киндзи Фукасаку, чем азиатский "родственник" того же "Крестного отца". 

Более того,  в заглавие ленты вынесено имя не преступника, который присвоил деньги, а его телохранителя-каратиста, но и здесь Миике пошел своим путем. Боев здесь будет не так много, как хотелось бы поклонникам жанра и сняты они без особого эстетизма. Режиссер принципиально не выстраивает изысканной хореографии, не превращает драку в балет. Он показывает поединки в суховатой манере, которая подошла бы едва ли не учебному фильму. Мало того: он еще и ернически дал своему фильму заглавие классической ленты 1974 года, в которой снимались Сонни Чиба и Эцуко Шихоми, звезда серии "Сестра уличного бойца". При этом Миике, похоже,  не думал снимать римейк. 

С другой стороны, пластика героев здесь очень важна - просто она "работает" менее очевидно. Посмотрите, как герой, только что выйдя из тюрьмы, встречает своего бывшего босса: тот не делает резких движений, говорит спокойным тоном - даже прикурить дает. И все-таки он излучает угрозу - настолько, что герой сразу сжимается, сутулится. 

Как ни странно, именно такой подход к теме отлично сработал. Вместо рассказа о  лощеных героях, мы получили историю обычных людей. Безумно интересно наблюдать за развитием главного героя. Из мелкого преступника он постепенно становится человеком: сравните его поведение в драке на корабле - и в финале. Магия режиссуры, которую показал Миике, заключается в том, что его персонаж так и не стал эпическим героем - он остался слабым, колеблющимся человеком. Но это уже другой человек, тот, который, возможно, сумеет вырастить в себе достоинство. Он уже мечтает не просто уйти в даль светлую с мешком денег и женщиной... "Я хочу воспитать чемпиона, которым я стать не сумел...". Ключ ко всему этому фильму не в похищении огромных денег, не в пытках и предательстве. Он в просто вопросе, которым задается главный герой. "Человек не может жить без мечты. Но достаточно ли иметь мечту, чтобы выжить?"

И еще - в этом фильме, который демонстративно пренебрегает визуально выигрышными приемами, удивительно точно выстроен ритм. Работая над переводом картины, я не раз пересмотрел ее за несколько дней - но фильм продолжал цеплять, его было не скучно смотреть вновь. Словом, кто бы и что бы не говорил - "Телохранитель Киба" можно смело включать в список удач режиссера, хотя, возможно, до его лучших шедевров он и не дотягивает. Кстати, закаленные поклонники Миике отметят, что по части насилия фильм довольно сдержанный: есть, правда, отрезание фаланги пальца, много всяких избиений - но по меркам этого режиссера все показано довольно скромно. Ну и, как не трудно убедиться, эротика тоже присутствует. 

Обзор второго фильма серии планируется на днях. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us