]]>
]]>

The Texas ChainSaw Massacre

The Texas Chain Saw Massacre, 1974

Молодые люди, приехав в Техас, попадают в лапы семейки маньяков, для которых люди ничем не отличаются от скота.

Режиссер: Тоуб Хупер

В ролях: Мэрилин Бёрнс, Аллен Дэнзигер, Пол Партэйн, Уильям Вэйл, Тери МакМинн, Эдвин Нил, Джим Сидоу, Гуннар Хансен, Джон Дуган, Роберт Куртин

Фильм до сих пор, особенно при первом просмотре, воспринимается как самый брутальный из слэшеров. При втором просмотре, внимательный зритель понимает две ошеломляющий вещи. Во-первых, в этом фильме ни одно из убийств не показано подробно, нам предоставляют домысливать произошедшее.... А во-вторых, фильм настолько виртуозно сделан, что просто не нуждается в крови и кишках, чтобы сорвать вам крышу. Стоит уловить эту атмосферу - и вам становится действительно страшно, в какой бы раз вы не смотрели этот фильм.

Во-первых, нельзя не отметить монтаж и саундтрек. В этом фильме звучит самый натуральный нойз - причем очень неплохой, эту запись можно с интересом слушать и отдельно от видеоряда. Одним из авторов музыки, кстати, был сам режиссер фильма - Тоуб Хупер. На мой взгляд, эта работа может посоперничать даже с саундтреком "Хэллоуина" в исполнении другого культового режиссера, Джона Карпентера. Одним из компонентов этой музыки были звуки, которые животные издают на бойне, если верить авторам фильма. Все остальное делалось с помощью синтезатора, у которого нещадно экспериментировали с настройками.

Что касается монтажа, то главное оружие воздействия здесь - точно подобранная длина плана: вот Кожаное лицо вздымает кувалду и точно перед тем, как она опуститься на голову жертвы, монтажер обрезает кадр. В результате, как уже говорилось, на экране не показано толком ни одно из убийств, а вы уверены, что видели все омерзительные подробности.

Фильм оказывает буквально сюрреалистическое воздействие - за счет едва ли не физически ощутимого постепенного сползания мира вокруг героев в безумие. Сначала автостопщик, подобранный ими на дороге, оказывается полным психом, но это еще кажется им единичным случаем... Только Франклин, инвалид, подозревает, что не все так просто: их пометили... Рана, нанесенная Франклину, кровавые разводы на машине - все это метка жертвы, хотя даже тот, кто ее ставил, мог не осознавать, что делает. А уж когда персонажи попадают в зловещий дом - начинается полное безумие. Не зря же - для подсознания зрителя это очень важно - впервые мы видим Кожаное лицо, когда он выходит из-за двери - это и есть момент перехода из одной реальности в другую. Герои - люди, они были людьми и осознавали себя таковыми, но теперь, для техасского семейства, они просто скот, ничем не лучше коровы. Разве что смешнее.

Второй компонент, который окончательно превращает творящееся на экране в безумие - это черный юмор. Обратите внимание, что Кожаное лицо - не маньяк, как таковой, а умственно отсталый - это важно. Он не разговаривает, хотя и понимает человеческую речь, он, видимо, туговато соображает и слегка неуклюж. Его отец - на работе, а брат убежал, оставив Кожаное лицо без присмотра. И тут в дом, на его заповедную территорию проникают чужие. Причем их становится все больше. Обратите внимание, с какой гениальной точностью передана эта психологическая особенность Кожаного лица: он убивает не со злости и не потому, что хочет сожрать пришельцев - он в панике, он не понимает, что происходит и пытается устранить угрозу.

А потом наступает эпический финал: нет, не финальное бегство, бог бы с ним, а легендарная сцена семейного обеда. В этом эпизоде мы наблюдаем осознанный садизм героев по отношению к жертвам, вообще-то для фильма нехарактерный. С девушкой забавляются, как с игрушкой и финал игры очевиден с самого начала: это убийство. Впрочем, садистским играм предаются только двое: дедушка почти не способен двигаться, а Кожаное лицо, как и говорилось выше, туповат. Сам эпизод, когда дедушке предлагают "показать класс" и вышибить девчонке мозги - квинтэссенция того юмора, которым переполнен фильм. Когда героине пытаются проломить череп кувалдой - это страшно, но когда это пытаются сделать раз десять подряд, неизменно промахиваясь и роняя инструмент.... То, не смотря на весь ужас происходящего, становится смешно. Хотя, конечно, это висельный юмор.

Еще один момент, который надо отметить в фильме, это его извращенная сексуальность. Дело в том, что семейка безумцев не видит в своих жертвах объект сексуального интереса. Когда доведенная до отчаяния девушка говорит им: "Я сделаю все, что вы хотите" - явно намекая, что способна отдаться этим существам, лишь бы сохранить жизнь - то они не обращают внимания на ее слова. Они уже делают с ней все, что хотят - потому что как раз-таки трахнуть ее они не собираются. Но в фильме все-таки есть сексуальный аспект, он проявляется в манере показывать девушке на экране.

The Texas ChainSaw Massacre 1974

Одна из них, Пэм (Тери МакМинн), постоянно расхаживает с обнаженной спиной, в обрезанных по самые ягодицы шортах, и оператор периодически снимает ее сзади, снизу вверх - чтобы зритель насладился этим зрелищем во всех подробностях. А потом, когда эта героиня уже оказывается в доме, попадает в комнату, забитую костями, куриными перьями и прочими жуткими вещами... В этот момент, когда она понимает, что заживо попала в ад...

The Texas ChainSaw Massacre 1974

Камера снимает ее с таким смаком, что сцена кажется едва ли не порнографичной - имея ввиду тот сорт порнографии, который связан с унижением женщины и насилием над ней. Любопытно, что к концу фильма и у главной героини, Салли, которую сыграла Мэрилин Бёрнс, будет оголена спина - у нее порвут майку.

The Texas ChainSaw Massacre 1974

Правда, такая фиксация режиссера именно на спине героинь может объясняться очень просто: если бы в кадре мелькала не спина, а грудь, то это могло бы увеличить проблемы с цензурой. Хотя не знаю, что уж тут увеличивать: фильм и так в одних странах запрещали, в других резали.

The Texas ChainSaw Massacre 1974

И напоследок - несколько слов о так сказать "статусе героев": да, этот фильм снят на закате "эпохи хиппи" и, в чем-то отражает ее дух. А точнее сказать, надругается над ним... Многие рецензенты называли семейку маньяков "животными", но посмотрите как Тоуб Хупер показывает их жертв: у них на уме только секс, развлечения, а интеллектуальная деятельность не поднимается выше ленивого обсуждения бульварной астрологии. Так что, есть мнение, что животные в этом фильме оказались по обе стороны баррикад. Обратите внимание, к примеру, как наши жертвы обращаются с инвалидом, одним из них. Согласен, он не самый обаятельный персонаж - но все же...

Такое впечатление, что запреты на этот фильм как раз и вызваны не его жестокостью, а какими-то струнами само существование которых обычно предпочитают замалчивать. Ну и, конечно, атмосфера безумия в этом фильме не имитируется - помните, сцену "обеда"? Так уж вышло, что ее снимали около 36 часов (пять из которых, правда, заняло наложение грима), при адской жаре, от которой мясо на столе стало тухнуть, и к концу съемок актеры и правда стали отчасти психами. К примеру, снимая фрагмент, в котором Кожаное лицо порезал палец Салли - актер и правда порезал актрису, потому что искусственная кровь никак не хотела проливаться. Эдвин Нил (Автостопщик) сказал: "Съемки этой сцены были худшим временем в моей жизни, а я был во Вьетнаме, где люди пытались меня убить - что показывает, насколько плохо там было".

Но зато с этим фильмом не сравниться ни один другой представитель жанра, включая его же сиквелы и римейки.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us