Стивен Кинг - Противостояние

22 октября 2011 г.Просмотров: 3340RSS 6
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Stephen King - The Stand

Стивен Кинг - Противостояние

Разразилась пандемия гриппа, которая унесла жизни большей части населения Земли. Немногие выжившие пытаются наладить жизнь в новом мире... Вскоре формируются две группы: вокруг женщины, которая считает, что с ней говорит Бог и вокруг мужчины, который, похоже, является воплощением Дьявола.

Сразу скажу, что существует две редакции этого романа: оригинальная, состоящая из 72 глав и дополненная, вышедшая в 1990 году ( в России перевод издан в 1997 году). В этой версии романа было 77 глав. Так вот, в данном случае, я читал первую, более короткую версию романа - и в ближайшее время не намерен знакомится с расширенной редакцией. Я не настолько в восторге от романа...

Критики, кстати, мое мнение не разделяют - роман причисляют к лучшим произведениям Кинга. Ну-ну.

Собственно, в чем мои претензии?

Сам Кинг рассказывал о работе над книгой так:

Я хотел написать обширный роман с множеством действующих лиц – фантастический эпос, если получится, и для этой цели использовал повествование, расширяющее перспективу, добавляя заметное действующее лицо в каждую главу длинной первой части.

Здсь и кроется первая из проблем романа: на мой взгляд, персонажей в книге многовато, лично я временами в них путался. К тому же, ни один из них не вызывал у меня подлинного интереса и сочувствия. Для меня все они оставались картонными фигурками, куклами, которые перемещает автор.

Панорамные картины мира, который был разрушен за месяц, увлекали автора, по его словам, но как-то не зацепили меня: тем паче, что как только не уничтожали мир многочисленные фантасты... Сколько можно? Ну, еще одна пост-апокалиптика. Причем, на самом деле, глобально картины не получилось: мы видим несколько частных судеб, но не общую картину катастрофы.

Потом Кинг переходит на другие рельсы, меняет жанр - и начинает живописать попытки людей приспособиться к резко изменившемуся миру. Но не ждите истории в духе Хайнлайна, о рукастых и сообразительных людях, восстанавливающих мир из руин: с этой колеи Кинг свернул достаточно быстро. Как он сам сформулировал:

"разметанным остаткам человечества дается шанс начать заново в Богоцентричном мире, куда вернулись чудеса, волшебство и пророчества".

Таким образом, мы вступаем на территорию фэнтези, но тут автор попал в капкан... У нас есть две группы людей, живущие на разных концах "обитаемого мира", причем одни из них идентифицируются как "хорошие", а вторые как "плохие". И надо послать людей, чтобы уничтожить зло... Причем в начале герои, находящиеся у власти, решают послать на разведку маленьких и слабых (старика, умственно отсталого), и только потом вынуждены идти сами. Более того, направляет их старая пророчица, и она же заставляет их отправляться пешком. Что хотите делайте - но это чистой воды "Властелин колец": уже на сцене совещания "а кого бы нам послать" с ее моральными терзаниями - моментально вспоминается совет у Элронда.

Впрочем, выдержать чистоту фэнтези как жанра автору тоже не удалось. Во-первых, Толкину удалось нарисовать Саурона и его присных такими красками, что сомнений не было - это и есть Воплощение Зла. На большей части романа ни "черный человек" Рэнделл Флегг, ни большинство его сторонников таковыми не выглядят. Правда, Кинг, видимо, и сам это уловил - и чем ближе финал тем активнее, чтобы не сказать истеричнее, он расписывает злодейства этого героя. Во-вторых, Кинг четко показывает, что мир изменился, он живет по другим законам - в частности, в нем в массовом порядке снятся пророческие сны и действует магия. Но законы этого мира (в отличие от законов, по которым живет, например, Средиземье) - непонятны читателю, а, может быть, и автору тоже. К примеру: откуда на самом деле берется сила "черного человека"? Где ее пределы - что он может, а что нет? А ведь от понимания этих моментов зависит ощущение правдоподобности, возникающее у читателя. Или не возникающее - как в этом случае. И потом, количество роялей в кустах немного зашкаливает: уже взрыв самодельной бомбы ощущается как некоторая натянутость, а концовка романа

Показать...

по своей натянутости может соперничать только с одним вариантом: если бы герои проснулись и все это оказалось сном. Заявленный конфликт между полюсами бытия был не разрешен, а разрублен, как пресловутый гордиев узел.

Восторги критиков, на мой взгляд, объясняются просто: в этом романе едва ли не сильнее, чем во всех остальных произведениях Кинга, слышен отзвук "литературы больших идей". В этой книге слишком легко найти социально значимые мыслишки, поводы для философских раздумий и прочую шелуху, которая приемлема как побочный продукт интересной истории, но не как ее основное наполнение.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 6
    
    • Комментариев: 6

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Андрей | 24 октября 2011 в 10:06:20

      Отличная книга как часть цикла Темной Башни и одна страничка из "жизни" Флегга.

    •  vxga | 24 октября 2011 в 18:55:03

      Не смотря на то, что Флегг появляется и в "Темной башне", "Противостояние" все же - отдельный роман. Но знание событий "Противостояния" и правда заставляет по иному воспринимать соответствующие страницы "Темной башни" - благо, по-моему ощущению, "Башня" показывает более поздние страницы его жизни

    •  Андрей | 25 октября 2011 в 12:25:09

      Скорее башня показывает "параллельные" страницы.

    •  vxga | 25 октября 2011 в 16:10:47

      В "Противостоянии", как мне кажется, Флегг - обычный человек, обладающий мистической силой. А в "Башне" уже выступает, скорее, как мистическая сила, пусть и обладающая личностью. Поэтому я и посчитал более поздними события "Башни". Но это только мнение

    •  darklot | 15 ноября 2011 в 13:41:24

      Флэгг появляется как активный персонаж еше и в фэнтези "Глаз дракона" того же Кинга.

      Но и "ГД" и "Противостояние" изначально с "Темной башней" не связаны. Я вообще считаю, что Кинг очень плохо сделал, когда к "ТБ", далеко не самому удачному и не самому лучшему своему произведению, стал усиленно привязывать другие, в том числе не имевшие к башне никакого отношения - "Жребий", допустим, нахера было впихивать?

    •  vxga | 15 ноября 2011 в 19:30:17

      Ну, я не считаю ТБ такой уж неудачей - до "Волков Кальи" она мне нравилась, дальше - просто не срослось. Что касается таких перекрестных привязок, то мне как раз нравится их отыскивать, и не только у Кинга. Другой вопрос, что он, похоже, не всегда продумывал их внутреннюю логику - как в случае с Флеггом, например.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)