Стивен Кинг - Мертвая зона

28 сентября 2011 г.Просмотров: 2820RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Stephen King - The Dead Zone

Stephen King - The Dead Zone, Стивен Кинг - Мертвая зона

Обычный преподаватель угодил в автокатастрофу и на несколько лет впал в кому. Когда же очнулся, выяснилось, что он приобрел особый дар: коснувшись человека, он может "увидеть" ключевые моменты его будущего. Впрочем, еще вопрос - дар это или все же проклятие...

Обычный преподаватель, коллега самого Кинга... Как собрат-филолог, я прекрасно вижу насколько аккуратно следует автор канонам написания "большой книги": здесь и использование приемов "серьезной литературы", вроде потока сознания, и актуальность проблематики - хоть сейчас разбирай ее на уроках литературы, да, мистер Кинг? Впрочем, на мой взгляд, все эти приемы здесь работают не до конца: к примеру, поток сознания, когда мозг персонажа "застревает" на том или ином образе, и атмосфера нагнетается, и нагнетается... На мой взгляд, этот прием, "фирменная" фишка Кинга, лучше срабатывал в некоторых других его произведениях. Там эти потоки сознания могли нагнетать настоящий ужас, здесь же - пожалуй, нет. Возможно, дело в том, что с этой книгой Кинг забрел на территории не совсем ему подвластные: роман получился, скорее, научной фантастикой.

К тому же, роман слишком уж подчинен идее, он сконструирован только ради нее - а это редко срабатывает. Сам Кинг говаривал, что книга "нанизана на сюжет" - правда, уточнял, что очень любит "Мертвую зону". Ну так и я люблю, и большинство поклонников автора - тоже. Но не стоит считать, что она лишена недостатков.

Два основных полюса, главные герои романа, это Джон Смит (тот самый преподаватель, ставший эксрасенсом) и Грег Стилсон, политик.

Роман “Мертвая зона” возник у меня из двух вопросов: может ли вообще политический убийца быть прав? И если да, можно ли сделать его главным героем романа? Положительным героем?
- так пишет сам Кинг в "Как писать книги". Далее он говорит, что хотел сделать Джонни Смита нормальным парнем, а не превращать его в "гипсового святого", и напротив - Стилсон должен быть "по-настоящему мерзок и пугать читателя". На мой взгляд, первая задача Кингу удалась, а вторая - не слишком. Стилсон выглядит не монстром, а просто политиком-консерватором. Да, в начале книги он избивает до полусмерти собаку - и это плохо. И да, он избивает и унижает заносчивого парня, которого ему велели приструнить. Но этого не достаточно, чтобы ощутить, что Стилсон может развязать Третью Мировую... И наоборот: Джонни, вопреки опасениям Кинга получился вполне живым и теплым персонажем - но удалось ли досконально показать его перерождение в человека, который решился на убийство другого человека? В "Настоящей любви" персонаж Джеймса Гондольфини, киллер Вирджил, великолепно объясняет:
"Первый раз всегда самый сложный. Даже если ты Бостонский душитель или Уайт Эррп. Ты можешь биться об заклад, что техасский парень, Чарльз Уитман, парень, который замочил всех тех ребят с башни, я готов побиться об заклад на деньги, что первая черная дырка, которую он проделал в чужой голове, была чертовски непростой"

В этих словах, вы можете со мной не согласиться, но я чувствую тяжесть переступания этого порога: человек становится убийцей. А на страницах Кинга это ощущения для меня не возникло. Если, конечно, не считать, что Джонни в конце книги становится маньяком с навязчивой идеей - а это в задачи автора, вроде бы, не входило.

К тому же Кинг, не знаю, сознательно или нет, но остановился на весьма интригующем пороге: как он сам упоминает в романе, покушения на политиков в Америке - явление довольно распространенное. Но самое интересное, что Стилсон ( о профашистском уклоне которого Кинг не раз упоминает) мог бы стать кандидатом в президенты. А единственный политик подобного масштаба, которого завалили в реальной Америке - это Кеннеди, вовсе не бывший фашистом. Зато семейка Бушей, развязавшая несколько войн, успешно просидела в Белом Доме немало лет. Так что в Америке настоящего, боюсь, Стилсон бы прошел на ура, а вот Джонни Смита заклеймили бы вторым Освальдом. Кстати, сюжет об убийстве политика в американской культуре тоже не редкость: в "Сумеречной зоне" второго возрождения есть серия "Колыбель тьмы" - о путешествии во времени с целью убить Гитлера во младенчестве. К слову сказать, героя "Мертвой зоны" задумывался об этичности подобного поступка. Ну и, разумеется, вспоминается "Таксист" Мартина Скорцезе.

И все-таки, хотя "идейная сторона" книги несколько подкачала - произведение в целом, бесспорно, получилось. Когда его перечитывал, больше всего меня зацепило начало книги - простые эпизоды о свидании с любимой девушкой, о прогулке в парке аттракционов. Ну и вообще вся сюжетная линия, связанная с Сарой, не состоявшейся любовью Джонни Смита, вышла живой и теплой, "цепляющей" гораздо сильнее, чем надуманная "социальная проблематика". Так что книгу все же стоит прочитать...

При огромной популярности Кинга удивляться, что книга издавалась не однократно - не приходиться. Купить "Мертвую зону" не составит труда

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)