Стивен Кинг - Худеющий

22 декабря 2013 г.Просмотров: 1871RSS
Рубрики: КнигиМетки: ,
]]>
]]>

Stephen King - Thinner, 1984

Обеспеченный американец сбивает на смерть цыганку. Его отвлекли домогательства жены, старуха шла в неположенном месте... В общем судья, старый приятель ответчика, решил, что вины водителя здесь нет. Но цыганский барон, отец погибшей, был несогласен и проклял невольного убийцу. Теперь его обидчик теряет вес и вот-вот умрет от истощения.

Продолжаем обсуждение книг из списка "100 лучших романов ужасов" сайта Horrorzone. Данный роман маэстро занимает в нем 92 место, на ступеньку ниже его  - "Леса здесь темные" Ричарда Лаймона.

Забавно, что первоначально книга выходила под псевдонимом Ричард Бахман - и, более того, именно из-за нее личность настоящего автора и была раскрыта: дотошный читатель уловил стилистическое сходство и поднял документы по авторскому праву. На мой взгляд, роман не стоил того шума - это довольно слабая книга. 

В основе ее, судя по всему, типично американские страхи: прыщи, ожирение и тому подобное. Разумеется, автор вывернул их на изнанку: вместо истории о том, как кто-то чуть не умер от обжорства, мы получили рассказ о толстяке, который вот-вот умрет от истощения. К тому же, есть здесь привкус метафоры: ты напал на бедняков, ты обидел несчастных - и теперь оказался на одной доске с ними, ты умираешь от истощения. 

На мой взгляд, звучит довольно примитивно. К тому же, при чтении меня не оставляло ощущение, что написана эта книга с холодным сердцем, по расчету: вот у нас типичные для нации страхи, вот у нас экзотичный противник. Эта формула не может не сработать решил Кинг...

Главная проблема книги, на мой взгляд, что здесь некому сочувствовать: в конфликте нет однозначно виновной стороны - да, герой сбил цыганку, но ведь и она шла в неположенном месте. На это, собственно, указывает сам Кинг. Сложность в другом: главный герой не вызывает ни малейшего сочувствия. Он изначально был сволочью и с развитием книги это его качество лишь усугубляется. Сбил женщину - и тут же побежал к судье, замазать дело. А когда его настигло проклятие - обратился в следующую инстанцию, к дружку-мафиози и начал обвинять всех вокруг, и жену в особенности, в том, что сам натворил. Этому герою сочувствовать не хочется, но и цыгане ничем не лучше.

Кинг всеми силами пытается и создать из них антагонистов для героя - и, одновременно, не выставить в черном цвете. Но правда в том, что вы бы не захотели, чтобы они разместились на вашей лужайке - и Кинг бы, наверняка, не захотел, хотя в книге лицемерно пытается выставить их неправедно гонимыми. Но даже на его страницах, пусть и ретушировано, но утверждается: они нарушают закон - мошенничают, занимаются проституцией, при первом же поводе хватаются за оружие. Но, как только сбили дочь барона - они ждут защиты закона. Проклятие, по сути, было наслано не за то, что сбил, а за то, что отмазался - последовательность именно такая. Не находите, что это уязвимая позиция? Тут уж, как в поговорке, либо крестик снимите, либо трусы оденьте. 

Единственный действительно "живой" персонаж - тот самый друг-мафиози, который, на всем протяжении чтения, представлялся мне со внешностью Джеймса Гандольфини. Причем, скорее, времен "Настоящей любви", чем "Клана Сопрано". Этот образ - главная удача Кинга, но в целом "Худеющий" - книга довольно слабая. Возвращаясь к списку - роман Лаймона, пожалуй, все-таки интереснее. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us