]]>
]]>

Engrenages, 5 season

Engrenages, 5 season

Лора оказалась беременна, причем даже она сама не уверена, кто отец ребенка. А тут еще новое дело: в канале выловили труп девушки - и оказалось, что она погибла не одна, к ней была привязана восьмилетняя дочка.

В ролях: Кэролайн Пруст, Одри Флеро, Филипп Дюкло, Тьерри Годар, Грегори Фетусси, Брюно Дебрандт

В ОБЗОРЕ ЕСТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ СПОЙЛЕРЫ

Трудно спорить, что завязка сюжета оказалась ударной, но, с другой стороны, сценаристы сами подложили себе свинью: если в первой же серии нам показывают, как находят труп ребенка, мы видим тельце девочки на столе патологоанатома - то чем вы можете перешибить это зрелище в дальнейшем? Понятно, что этот сюжетный ход удачно увязывается с беременностью Лоры, позволяет поиграть на нервах зрителя - но эта линия, как мне кажется, не вполне удалась. Отправить главную положительную героиню на аборт - маловероятное развитие событий, от которого так или иначе сценаристы увильнут, но и выводить в следующем сезоне Лору как кормящую маму - было бы слишком. Вывернулись, на мой взгляд, не самым удачным образом: героиня дотянула до необходимости аборта за рубежом, на позднем сроке, но и тут в последний момент поддалась чувству долга - и вернулась к работе в буквальном смысле из вагона поезда. После чего, в финале героиня получила ножом в живот и состояние ее ребенка стало, своего рода, клиффхангером всего сезона. Понятно, что это ходы беспроигрышные, но они настолько очевидны, что по-настоящему не цепляют.

Зато этот и некоторые другие сюжетные ходы позволили выстроить повествование так, что сезон оказался самым мрачным - даже по меркам "Спирали". В конце концов, в середине сезона мы неожиданно и нелепо теряем одного из ключевых персонажей - Пьера Клема.

В целом, к пятому сезону у авторов сериала сформировались излюбленные приемы, которые повторяются и здесь. Сама арка строится уже знакомым нам образом: герои берут одно дело, оно неожиданно увязывается с другим, более крупным - и они пытаются раскручивать клубок, но их усилия, чаще всего, оказываются бесплодными, а их успехи - почти случайными. В результате, следить за расследованием и пытаться вычислить отгадку не так уж и интересно: у нас попросту недостаточно данных, да и заранее можно предположить, что герои ближе к концу сезона просто споткнутся о разгадку. Личность преступника и обстоятельства убийства, кстати, оказались не слишком интересной, зато, как почти всегда в этом сериале, виновны оказались вовсе не белые французы. Правда, как персонаж, главная злодейка оказалось не прописанной, на мой взгляд: поначалу она воспринимается, как сравнительно "нормальная", ставшая преступницей в силу жизненных обстоятельств - но потом внезапно оказывается отмороженной на всю голову, причем оправдано это, скорее, сюжетной необходимостью, чем психологией персонажа.

Но есть в сезоне и новые идеи, причем довольно любопытные: один из центральных героев, основной подозреваемый, невиновен - что не мешает его "кошмарить" на протяжении почти всего сезона. Более того, в роли преследователя оказывается... судья Робан. По сути, это кардинальная смена точки зрения: если раньше нам показывали, зачастую, как судебная и полицейская система оказывается бессильна покарать преступника, то теперь наоборот - вся ее мощь на наших глазах обрушилась не невиновного. Причем действует от ее лица герой, ранее казавшийся едва ли не единственным честным и неподкупным.

Впрочем, не только Робан, но и большинство героев кататься вниз: Жилю едва не попадет в тюрьму, брак Фроментина окончательно распадается - и так далее. С точки зрения концепции сериала, это и понятно: герои сериала "шестеренки", они крутятся, но чаще всего это не приносит им ни личного счастья, ни морального удовлетворения - да и правосудие если и торжествует, то весьма условно. Потому они и катятся вниз по спирали, и круги все шире и шире. Скорее всего, это сделано с целью подчеркнуть "реалистичность", уйти от показа сыщиков, как гениев, раскрывающих любые загадки за 45 минут ровно, но, мне кажется, что с этим временами получается перебор и сериал становится самозабвенной песней о том, что простому человеку надеяться не на что - если он не станет жертвой преступников, то его растопчут полицейские. Вообще, было бы безумно интересно показать этот сериал реальным полицейским и узнать их мнение о работе героев.

Парадоксально, но при всей брутальности сериала это делает его скорее мелодрамой, чем полицейским процедуралом: интерес зрителя сосредоточен не на следствии, а на тех выборах, которые делают персонажи, на их переживаниях и последствиях их поступков.

Капитан Бремон в исполнении Брюно Дебрандта продолжает мелькать на периферии действия, но за весь сезон так и не совершает чего-то действительно значимого. А вот с персонажем Николя Бриансона, новым начальником Лоры, вышло интереснее: из законченного ублюдка и беспринципного карьериста он становится довольно приличным малым, встает на сторону своих полицейских - причем, его линия развивается более-менее логично и без резких скачков.

В целом, сезон продолжает линию развития предыдущих: он уже не так захватывает, как первые сезоны, но за счет вовлечения зрителя в судьбы персонажей, все еще не отпускает от экрана надолго. Правда, ощутима, как мне кажется, "усталость материала": по самому строению сериала авторы вынуждены закручивать гайки все сильнее. Персонажам должно становится все хуже, они должны совершать все более беспринципные поступки, но у всего этого теоретически есть предел, за которым они уже перестанут восприниматься, как "те же самые" герои.

В целом, тем не менее, "Спираль" все еще остается лучшим французским сериалом, который лично я видел.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us