Создание из Чёрной лагуны

6 ноября 2018 г.Просмотров: 1635RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

Creature from the Black Lagoon, 1954

Creature from the Black Lagoon

Научная экспедиция едет в джунгли Амазонки за окаменелостями, а обнаруживает живую и неизестную науке рептилию... Ну, или она обнаруживает их.

Режиссер: Джек Арнольд

В ролях: Ричард Карлсон, Джули Адамс, Ричард Деннинг, Уит Бисселл, Рику Браунинг, Бен Чэпман

Начнем с общеизвестных фактов: этот фильм положил начало последнему циклу из так называемых "Классических хорроров Юниверсал", куда так же входят "Дракула", "Франкенштейн", "Мумия", "Человек-невидимка" и "Человек-волк". Снимался он заметно позже остальных ужастиков студии, в 3-D - причем из стереофильмов того времени был одним из самых успешных. Я смотрел обычную копию, но стереоформате он вполне доступен, выглядит это примерно вот так:

Creature from the Black Lagoon

Уильям Олленд, продюсер этого и других фантастических ужастиков того времени, а так же актер, снимавшийся у Орсона Уэллса, за ужином во время съемок "Гражданина Кейна", разговорился с Габриэлем Фигероа, известнейшим оператором, который работал на фильмах Бунюэля, Клинта Иствуда и так далее. Фигероа, якобы, и рассказал южно-американскую легенду о гуманоиде, живущем под водой, которому местные жители приносят в жертву красавиц. Позднее этот рассказ стал отправной идеей для интересующего нас фильма.

Сейчас довольно очевидно, что сюжет фильма, его структура, по сути взяты у приключенческого кино: экспедиция в отдаленный уголок земли, чудовище, которое их преследует... По сути, вполне можно вообразить примерно ту же канву с обычным крокодилом - или акулой, если уж на то пошло, тем более, что в знаменитых "Челюстях" влияние этого фильма временами ощутимо. Но, разумеется, в "Создании..." есть и вторая составляющая, которой фильм обязан "фильмам о чудовищах" и, в особенности, "Кинг Конгу". Собственно, авторы фильма никогда особо и не скрывали, что их детище - подводная версия "Конга". Да и большинство хорроров Юниверсал легко вписываются в формулу "чудовище очаровано красавицей" - от "Дракулы" до "Мумии". В некоторых ранних набросках сценария сходство было еще сильнее: в частности Гиллмэна в финале расстреливали с вертолетов.

Современному зрителю сложно напугаться при просмотре и легко отнести фильм к чистой "научной фантастике", но это не так: пара телестудий того времени даже отказались показывать трейлер фильма, сочтя его "слишком страшным". Сам режиссер говорил о том, что главным для него было попытаться создать чувство страха - потому что мысль о том, что кто-то может схватить вас снизу, пока вы плывете, пугает почти любого человека.

Тем не менее, лично мне фильм показался, скорее, красивым и полным подспудного эротического напряжения - причем заложенного уже на уровне сюжета и поведения главных героев. Когда в лагуне ныряют мужики - чудовище не особо ими интересуется. Позднее, когда поплавать решает героиня Джули Адамс, Гиллмэн уже подплывает гораздо ближе, незаметно следует за ней... Это, пожалуй, одна из самых красивых и запоминающихся сцен во всем фильме, но стоит упомянуть, что зрителя здесь немного "обманывают": во время всех подводных кадров актрису дублируют, так что на экране предстает совсем другая женщина в купальнике. Впрочем, иллюзия создана достаточно хорошо, чтобы незнающий зритель ничего не заподозрил. Более того: когда красавица в конце этой сцены подозревает, что ее преследует чудовище - мужчины тут же бросаются в воду "на разборки" и с этого момента как раз и начинается противостояние. Хотя на словах герои твердят о "научном открытии", один из мужчин обвиняет другого в охотничьем азарте, но эротическая подоплека происходящего лежит на поверхности...

Возвращаясь к теме дублеров: под водой за главных героев тоже плавали не сами актеры, а чудовище и вовсе играли три разных человека - один в надводных сценах, второй - в подводных и третий - в сцене, где Гиллмэн загорается. Съемки вообще были не простыми: в сцене, примерно на 52 минуте чудовище должно было схватить парня за ноги и бросить через голову, провернуть трюк хотели при помощи проволоки, но она все время рвалась - и Арноль решил, что бедолагу просто задушат. Тем не менее, в фильме уцелел кусок прежних дублей, где чудовище тянется к ногам противника - но кадр настолько короткий, что создается почти непристойная иллюзия того, что чудовище, на глазах у девушки, хватает соперника, простите, за яйца.

Creature from the Black Lagoon, 1954

Добавлял сложностей и костюм: как известно, он был сделан в нескольких версиях, в тех, что предназначены для более-менее близкой съемки, актер практически ничего не видел. В результате, когда он нес Джули Адамс на руках, то рванул не в ту сторону и умудрился так шарахнуть ее головой о декорации скал, что актриса потеряла сознание.

Современный зритель может этого и не знать, но в фильме снимались звезды фантастики и хоррора тех лет. Ричард Деннинг играл в "День, когда Земле пришел конец", "Существо с атомным мозгом", "Цель – Земля", Ричард Карлсон - "Это прибыло из космоса", "Магнитный монстр", "Поездка к звездам", Уит Бисселл - "Я был молодым Франкенштейном", "Я был тинейджером–оборотнем" (идиотский переод названий, как обычно, взят с Кинопоиска, в обоих случаях лучше было перевести просто "подросток").

Для Джули Адамс это, кажется, самая известная роль, но она играла во многих вестернах и продолжает сниматься, практически, до сих пор: она появлялась в классическом телесериале про Халка и снималась в пресловутом "Остаться в живых".

Был проект римейка, в котором исполнительным продюсером должен был быть сам Джек Арнольд, режиссером - Джон Лэндис, а над чудовищем работал бы Рик Бэйкер, но что-то, к сожалению, не срослось: "Юниверсал" предпочли вложиться в "Челюсти 3D". Были, кстати, и проекты продолжений, которые остались не реализованы: в одном из вариантов у чудовища должна была появится его подруга, самка того же вида, в другом у них даже были дети. Жаль, что не срослось, звучит любопытно.

По сути, можно, конечно, и поворчать на отдельные моменты: к примеру, чудовище остается так, толком, и не раскрытым. Единственное оно в своем роде или нет? Разумно ли, способно ли говорить? Но, во-первых, в рамках поставленной задачи (подводный "Кинг Конг") я не очень представляю, как можно было бы подробнее раскрыть его предысторию, а во-вторых, требуется ли, по большому счету, это самому фильму?

В целом, возможно, это и не лучший из ужастиков "Юниверсал", но довольно любопытный и качественно сделанный - не говоря уж о его долгом влиянии на последующих представителей жанра. К примеру, этот персонаж, в исполнении другого актера, правда, появлялся в одной из серий "Мюнстров". Сам масштаб его влияния, пожалуй, оправдывает включение его в "Хронологию ужасов" - хотя в один год с ним и вышел более глубокий и цепляющий "Годзилла".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us