]]>
]]>

Orca, the Killer Whale, 1977

Orca, the Killer Whale, 1977

Охотник случайно убивает беременную самку косатки. Кит, видевший гибель подруги, решает отомстить - и не намерен разбираться, кто виновен, а кто был непричастен.

Режиссер: Майкл Андерсон

В ролях: Ричард Харрис, Шарлотта Рэмплинг, Бо Дерек, Роберт Каррадайн, Уилл Сэмпсон

Говоря о хоррор-фильмах про акул невозможно обойти вниманием и этот фильм - хотя косатки, разумеется, к акулам не относятся: даже оригинальный подзаголовок фильма гласит "Кит-убийца". Картина была снята на волне успеха "Челюстей", причем по классической для тех времен формуле: продюсер, посмотрев фильм Спилберга, позвонил сценаристу и сказал: "придумай мне еще более опасное морское животное, чем большая белая акула". Сценарист спросил брата-биолога - и тот предложил кандидатуру косатки. Считается, что это единственный морской хищник, способный сцепится с Большой Белой - что, собственно, и было показано в начале фильма. Более того, корабль, на котором плавали герои оригинальных "Челюстей" как и раз и назывался "Орка", по латинскому названию этого животного.

Более того - глазами современного зрителя это, возможно, самый звездный представитель "зоо-хоррора". В главной роли - Ричард Харрис, звезда фильма "Человек по имени Конь", вестерна, с которого началась эпидемия "каннибальского кино". Гораздо лучше его знают, впрочем, по роли Дамблдора из фильмов о Гарри Поттере. Сыгравшая женщину-ученую Шарлотта Рэмплинг - выдающаяся актриса и подлинный секс-символ той эпохи: в данном случае ее на экране не раздели, но за этим можно обратиться к прорве других ее работ. Бо Дерек, для которой эта роль стала первой в кино (технически говоря, это был ее второй фильм, но та картина вышла в прокат позже "Орки") - ее слава секс-символа будет, возможно, еще посильнее. Ну и, наконец, Роберт Каррадайн - не самый известный представитель этой актерской династии, но тоже довольно востребованный актер. Уилла Сэмпсона, вы можете помнить по "Полтергейст 2" - любопытно, что этот колоритный актер - действительно чистокровный индеец.

Но вернемся к фильму как таковому... Чтобы показать косаток на экране применяли как живых "актеров", так и муляжи - но сделаны они были настолько качественно, что машины с аниматронными куклами остановил пикет зоозащитников. Лично я не специалист по морским животным, но не взялся бы отличить, в каких сценах "играла" кукла, а где - живые косатки. Любопытен фильм и другим - своей атмосферой, философией, если хотите. В известной степени, он - противоположность "Челюстям". В том фильме акула напала на людей и, в конечном итоге, мы получили историю героического противостояния человека и хищной рыбы. Здесь же именно люди вторглись на территорию животных - и сотворили шокирующее зло, пусть и ненамеренно. Дальнейшая часть фильма, по сути, играет по правилам греческой трагедии: главный герой отмечен роком и должен поплатиться. В отличие от персонажей Спилберга он никак не мачо, он не хотел причинить подобного зла и теперь в растерянности - но, с точки зрения рока, это ничего не меняет. Обратите внимание, что сначала косатка не нападает на него прямо, она сперва убивает тех, кто был просто "подельниками", а главного противника просто делает изгоем. Сама община, оказавшись под угрозой, "выталкивает" его - и это тоже напоминает скорее греческие мифы, чем типичный зоохоррор. Любопытно, кстати, что персонаж Харриса колеблется до конца, даже тогда, когда женщина-ученая, первоначально просившая не трогать китов, кричит ему: "Да убей ты его!". Это, кстати, тоже любопытный момент: во время последнего противостояния на борту как минимум двое людей, никак не причастные к преступлению (индеец и ученая), но рок затрагивает и их тоже.

Часто говорится о том, что "Смерть среди айсбергов" по сути выворачивает на изнанку один из самых любимых "героических мифов" Америки - знаменитый "Моби Дик", роман, который считается одной из вершин литературы США. И да, это так и есть, но на мой взгляд, интереснее другая перекличка... В финале фильма противостояние увлекает героев в полярные льды, они оба гибнут, а самого кита-убийцу называют не иначе как "существо, создание" (creature в оригинале). Хоть убейте меня, но это же "Франкенштейн"... Не уверен, правда, что это намеренная отсылка, но если это вылезло подсознательно, то тем интереснее.

В целом, хотя многие со мной не согласятся, я бы поставил "Смерть среди айсбергов" даже выше "Челюстей": на мой вкус, он сложнее, играет на большем количестве эмоций - сцена, в которой мы видим гибель матери и малыша врезается в память сильнее, чем весь фильм Спилберга вместе взятый. Как зоохоррор - отличный образчик жанра, даром, что сами сцены убийств показаны довольно торопливо и "без подробностей", но я заранее сомневаюсь, что влияние этого фильма можно будет отследить в большом количестве последователей. Формулу Спилберга, все-таки, упростить и приспособить под нужды "поточного производства" гораздо проще.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)