Служащий Кинтаро
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Йоко Саито, Канако Еномото, Катсунори Такахаси, Мики Мизуно, Митико Хада, Наоки Хосака, Рэндзи Исибаси, Такаши Миике, Томорово Тагути, Тосиаки Мегуми
Sarariiman Kintarô, 1999
Кинтаро - обычный служащий, который обожает жену и сына. После перевода в другое отделение фирмы, он оказывается втянут в противостояние с коррумпированными бизнесменами. И вскоре оно принимает очень серьезный оборот.
Режиссер: Такаши Миике
В ролях: Катсунори Такахаси, Канако Еномото, Митико Хада, Наоки Хосака, Рэндзи Исибаси, Тосиаки Мегуми, Мики Мизуно, Йоко Саито, Томорово Тагути
И еще один фильм Такаши Миике - и снова по мотивам манги. Ее написал Хироси Митимия, манга насчитывает 30 томов и выходила с 1994 по 2002 годы. Так же было снято аниме: насколько я понимаю, аниме переведено полностью, манга, как минимум частично.
Если сравнить фильм Миике с хотя бы первым томом первоисточника, то становится ясно, что образ героя несколько переосмыслен. Уморительно смешной эпизод "офисных работников не стоит переоценивать" перенесен а экран почти без изменений, но его контекст изменился. Чтобы показать эти изменения и объяснить, чем меня так зацепил этот фильм, придется допустить изрядное количество СПОЙЛЕРОВ.
Фактически Миике рассказывает нам... производственную драму, какую могли бы снять даже в СССР. Смотрите сами: герой - простой и честный парень, который обожает жену и ребенка. Мы знакомимся с ним на семейных соревнованиях, в которых он участвует со своим сыном, рискуя опоздать на торжественный юбилей компании, в которой работает. На приеме о вступился за девушку, к которой приставал какой-то высокий гость - и мигом оказался в захудалом отделении этой фирмы, где никто и не намерен работать. Тем не менее, Кинтаро решает сделать все, чтобы его отделение получило заказ - а столкнувшись с коррупцией решает ее разоблачить. Ей-богу, до какого-то момента - простой и честный советский парень.
Есть даже отлично поставленная и очень лиричная сцена, в которой Кинтаро гуляет по ночному городу с какой-то поп-звездой - и умудряется устоять перед искушением. На мой взгляд, эти сцены - одни из лучших во всем фильме.
Более того: забегая вперед, можно отметить, что у фильма закольцованная структура: он начинается со сцены соревнований команд "отец и сын" и заканчивается воссоединением героя с семьей. Тем самым, Миике ставит акценты в характере персонажа, подчеркивая, что для него на первом месте в этой жизни.
Единственное, что отличает на этом этапе "Служащего Кинтаро" от советских аналогов - ирония. Этапы разработки проекта Миике снимает с такой неукротимой энергией и пафосом, что они начинают смотреться пародией на сцену из эпоса, в котором герой готовится к схватке с драконом - не меньше. Казалось бы, и сам режиссер сохраняет предельно серьезную мину - но эта ирония чувствуется.
И тут приходит время финального твиста: когда Кинтаро, казалось бы, проиграл, неожиданно выяснятся, что он.... бывший лидер банды байкеров. Насколько я понимаю, подразумевались босодзоку - полукриминальные группировки байкеров, несколько отличающиеся от европейских и американских аналогов. Как бы то ни было, один звонок старым друзьям и Кинтаро смог объяснить противникам кто здесь не прав.
Возвращаясь к манге: мы уже первом томе знаем, что Кинтаро - представитель организованной преступности, который решил жить нормальной жизнью. Более того: нам показывают, как его бывшие соратники пришли его поприветствовать - и число их было впечатляющим. В фильме это оказывается полной неожиданностью, резко меняя представление зрителя о герое.
Как практически всегда у Миике-сама, помимо подобных игр с первоисточником, в фильме есть и отличные чисто кинематографические находки. Великолепно поставлена сцена покушения на семью героя: параллельный монтаж, который, в кои-то веки, из навязшего на зубах хрестоматийного приема превратился в средство нагнетания напряжения. Более того - стоит вам расслабиться - как Миике наносит настоящий coup de grace, добивая зрителя. Один только этот, не слишком длинный эпизод, стоит некоторых фильмов целиком.
Словом. у Такаши Миике получился фильм, который можно смело показывать даже "постороннему" зрителю, не поклоннику японского кино вообще и Миике в частности. Для самого режиссера это, возможно, и не лучший фильм, но это теплое, увлекательное зрелище, которое оставляет очень хорошее впечатление.