Сладкий кнут (расширенная версия)

]]>
]]>

Amai muchi (Sweet whip), 2013

Amai muchi (Sweet whip), 2013

Подростком ее похитил сосед, он держал ее в плену и насиловал, а когда девочке уделось вырваться от мучителя, собственная семья не смогла ее принять до конца. Теперь она выросла и работает врачом в больнице, но у нее есть и вторая, тайная работа - в садо-мазохистском клубе она отдает свое тело на потребу развлечениям клиентов.

Режиссер: Такаси Исии

В ролях: Мицу Дан, Юки Мамия, Хироко Накадзима, Наото Такэнака

Такаси Исии в очередной раз подтвердил мое мнение о нем, как об одном из самых недооцененных режиссеров современной Японии, так что скоро я перейду к ретроспективе его работ. Фильм этот получился у него мрачным, впечатляющим, жестоким триллером - причем напрочь лишенным гламура и лоска дилогии "Цветок и змея" и "Цветок и змея 2", снятых не так давно. Скорее уж, этот фильм напомнил мне его ранние работы, знаменитые "Потроха ангела" - с поправкой на то, что выглядит новый фильм дороже, чем в те его, классические работы. В основе фильма лежит роман Кеи Оиши, но на русский этот автор, видимо, не переводился. Среди других его произведений упоминают новеллизацию фильма "Проклятие", того самого, Такаси Симидзу.

Фильм довольно неожиданно, но интересно построен: он не линеен, нас то возвращают в прошлое, в историю похищенного подростка, то опять в "настоящее время". к героине - врачу и проститутке. При этом, в обоих сюжетных линиях, фильм достаточно откровенен, тем более, что я смотрел его расширенную, "режиссерскую" версию. Японская цензура, разумеется, использовала "размытие" на изображениях половых органов, но в данном случае это не особенно раздражало. "Неподцензуренная" версия, кажется, не издавалась нигде и ни в каком виде.

Парадокс в том, что фильм, который, по сути, является порнографией, при этом напрочь лишен "порнографичности" - при всех эротических сценах, вряд ли эта картина способна вызвать возбуждение. "Сладкий кнут" пропитан атмосферой мрачного и действительно грубого преступления - и ему удалось передать это ощущение зрителю. У авторов нашумевшей в свое время "Необратимости", к примеру, это не получилось: якобы страшная сцена изнасилования, в невыносимости которой они всех убеждали в интервью, на практике до сих пор всплывает на порносайтах. Сомневаюсь, что тоже самое произошло со сценами из "Сладкого кнута".

Нет в фильме и эстетизации преступления самого по себе, но зато потрясающе выстроен звук: дождь, шедший на улице в день похищения словно рифмуется с душем, под которым сидит героиня. Классическая музыка, игравшая в момент изнасилования, сливается с шумом воды - и в нее врывается звонок матери, словно он раздается не в "нынешней" реальности - а там, в тот страшный день.

Немало интересного есть в фильме и с точки зрения психологии героев или того, как нам ее раскрывают. Выросшая героиня работает в садо-мазо клубе "рабом", ее избивают плетью (специальной, создающей много шума, эффектно выглядящей, но не причиняющей боли) - и мы, вместе с некоторыми героями, убеждены, что она воссоздает в управляемой форме те переживания, которые травмировали ее подростком. Но потом героиню неожиданно решают подвергнуть кимбаку, японскому эротическому связыванию - и этот момент, не особенно важный для сюжета, довольно любопытен психологически. Во-первых, персонажи-клиенты прямо противопоставляют кимбаку и садомазохизм с плетьми. При этом, Исии снимает его подчеркнуто иначе по сравнению с вышеупомянутой дилогией "Цветок и змея": здесь нет любования особо изысканной позой - это именно унижение женщины, которая оказывается в уязвимом положении. Более того, сама сцена - очень длинная, подробная и сделана в едва ли не документальной манере, что только усиливает ее воздействие. По мере ее развития дело доходит практически до пыток - причем как физических, так и психологических: на женщину капают воском, от нее требуют рассказать о пережитом изнасиловании - и грань межу добровольной "работой на клиента" и насилием постепенно стирается... Любопытно и то, что когда зритель видит эту сцену, он еще не знает, что похититель тоже подвергал героиню подобному связыванию - так что версия с "воссозданием травмирующей ситуации" временно перестает работать.

Уже по описанию сюжета я заподозрил влияние "Коллекционера" и, возможно, был прав - во всяком случае мотив "ты не обращала на меня внимания, но теперь постепенно ты проникнешься моими чувствами и сама меня полюбишь" - он здесь есть. Правда, для возникновения подобных фантазий, мужчине не обязательно читать Фаулза, как мне кажется.

Главная героиня показана, как минимум, на трех разных уровнях: история о похищении, история о работе врачом, история о садо-мазо "рабыне". При этом чисто психологические переходы не всегда понятны: я могу понять, как жертва насилия стала врачом, тем более - как она стала проституткой, но почему она стала и врачом и проституткой одновременно - на мой взгляд, из фильма не очевидно. Героиню в разном возрасте, разумеется, играют разные актрисы, но, на мой взгляд, обе справились отлично.

В целом - это мрачный, мощный и очень качественный эротический триллер пополам с психологической драмой, который я могу без зазрения совести рекомендовать всем любителям жанра. Но учитывайте, что вогнать в депрессию "Сладкий кнут" может запросто.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us