]]>
]]>

La sindrome di Stendhal, 1996

The Stendhal Syndrome, La sindrome di Stendhal, Синдром Стендаля

Молодая сотрудница полиции приезжает во Флоренцию, чтобы помочь в расследовании маньяка, который убивает и насилует женщин. Ей назначена встреча во всемирно известной картинной галерее, но войдя туда женщина понимает, что картины обладают над ней странной властью: они затягивают ее внутрь живописного полотна.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Азия Ардженто, Томас Кречманн, Марко Леонарди, Луиджи Диберти, Паоло Боначелли, Жюльен Ламброшини

Этот фильм изначально планировалось снимать в США, на главную роль Ардженто звал Бриджит Фонду, потом хотел пригласить Дэрил Ханну, но ни то, ни другое не получилось. В результате действие перенесли в родную режиссеру Италию, а в главной роли оказалась его дочь, Азия.

"Синдром Стендаля", упрощенно говоря, - состояние, при котором вид произведения искусства (не только живописи, но и архитектуры, скульптуры и т.п.) может привести к дезориентации и даже галлюцинациям. Стендаль описал нечто подобное в своих дневниках, а современная итальянская специалистка по психологии предложила этот броский термин и написала книгу о самом явлении - вовсе не роман, к слову сказать, вопреки утверждениям некоторых сайтов. Ардженто, прочтя ее, решил положить синдром Стендаля в основу своего сюжета, как не раз уже делал с газетными заметками и тому подобными "источниками вдохновения".

Правда, на мой взгляд, отчасти жульничал: привязка пресловутого синдрома к событиям фильма кажется, мягко говоря, натянутой - и используется, скорее, как предлог для появления любопытных, а по тем временам и весьма новаторских спецэффектов, но для сюжета как такового эти изыски не слишком-то и нужны.

Ярче всего это, пожалуй, видно в знаменитой подводной сцене. Героиня видит на картине бухту или нечто вроде того, но она не оказывается на берегу, а сразу уходит под воду - третьи подводные съемки в карьере Ардженто, если я не ошибаюсь. Более того: к ней тут же приплывает гигантская рыба с человеческими чертами лица, они целуются... Это вот так она оказалась внутри картины? Где она там все это углядела? Не говоря уж о том, что сам титульный синдром - проявление остроты восприятия, так сказать, паническая атака при встрече с прекрасным, а не галлюцинации героини этого фильма. Сам Ардженто говорил, что переживал нечто подобное, когда был со своей семьей в Греции и увидел Парфенон: "Я был совершено потерян, меня тошнило". Не похоже на то, что происходит с героиней его фильма, не так ли?

С другой стороны - сами по себе эти сцены визуально изысканы, правда, на мой взгляд, попахивают, скорее, творчеством Терри Гиллиама, чем Дарио Ардженто. Упомянутую сцену с рыбой, кстати, снимали не в бассейне, как это обычно делается, а в открытом море, но сама рыба была сделана при помощи аниматроники - то есть, грубо говоря, это дистанционно управляемая кукла в натуральную величину.

Если уж искать типичные для данного автора мотивы, то интересно вот что: у Ардженто, как правило, мы имеем дело с частными лицами, которые вынуждены расследовать преступление из-за того, что полиция раскрыть его не способна. Здесь же ситуация слегка поменялась: главная героиня, номинально - сотрудница полиции, но на деле она практически не пользуется полицейскими методами работы и большую часть фильма проводит в роли жертвы - даже более уязвимой, пожалуй, чем любой из предыдущих, "штатских" героев. Впрочем, по мере движения сюжета, странность фильма усугубляется, но далее будут СПОЙЛЕРЫ.

Первый же кандидат в маньяки, которого нам подсунули, действительно им и оказывается, то есть следствия как такового здесь нет: это история не о поисках убийцы и насильника, рассказ пойдет о его поимке... Но не тут-то было: маньяка ловят примерно к середине фильма и история снова меняет свой характер - "Синдром Стендаля" оказывается повествованием о женщине, которую изнасиловал преступник и теперь она пытается освободиться от его влияния. В этом смысле довольно важна встреча с французом-студентом, которого совершенно не случайно зовут настоящим именем Стендаля. Вот только истолковать эту встречу не так-то просто: что она несет для героини? Попытку забыться, "Начать жизнь заново"? Или, наоборот, поскольку парень связан с искусством, то для героини Азии Ардженто он - своего рода "безопасная версия" того самого маньяка? До самого финала эту часть истории истолковать определенным образом невозможно, но в конце, когда мы понимаем, что героиня потерпела крах - значение истории с Мари меняется, как мне кажется.

Словом, фильм получился довольно необычным, Ардженто в интервью даже говорил, что это его любимая работа и, в общем-то, можно понять почему. "Это экспериментальный фильм, он все время меняется", - добавлял он. Другой разговор - и недовольство некоторых зрителей может именно этим и объясняться - что это не история о маньяке, и даже не о пресловутом синдроме. Это, как и сказано выше, история Анны, девушки-полицейской, которая стала жертвой и попыталась жить с этим дальше. По словам режиссера, для его дочери это был непростой опыт, она даже плакала на съемках, но папа только говорил: "Так нужно для фильма". Отмечу, что особо откровенной обнаженки в фильме нет, за этим, скорее, в "Травму", но зато здесь есть сцены психологического и физического насилия - именно этим и объясняется, сдается мне, реакция актрисы.

Любопытно, что Томаса Кречманна на главную роль Ардженто решил пригласить после того, как общался с ним на съемочной площадке "Королевы Марго" - где играла и Азия Ардженто тоже. На мой взгляд, результат вышел любопытный и непохожий на типичный образ маньяка.

Для современного зрителя это может быть не очевидно, но фильм был этапным еще и с точки зрения спецэффектов: "Синдром Стендаля" - первый 35-миллиметровый фильм с цифровыми спецэффектами, снятый в Италии. Причем Серджио Стивалетти, который отвечал за спецэффекты, говорил, что на мысль использовать компьютерную графику его натолкнул Том Савини, заглянувший в гости во время поездки в Италию. Впрочем, фильм, разумеется комбинировал "цифру" и классические эффекты "ручной работы". Это заметно по сцене с простреленным ртом: кадры, в которых пистолет стреляет в щеку, снимались с самой актрисой, оружие стреляло воздухом, но камера работала на очень большой скорости. Потом, цифровым способом, добавили пиротехнические эффекты, кадры, в которых показана траектория полета сквозь мягкие ткани... При этом был создан и муляж головы актрисы, для некоторых других кадров. По словам Стиваллети, эти кадры использовались как источник вдохновения для работы над "Матрицей". Еще одни "цифровые кадры" - сцен с проглатыванием таблеток, соскальзывающих по горлу, тоже снимались в цифре. Любопытно, что задуманы они были еще во время работы над "Феноменом", но тогда их не удалось реализовать. В любом случае, правда, выглядят они, на мой вкус, глуповато и ничего не добавляют к фильму и его воздействию: спецэффект, вставленный, чтобы показать - а вот так мы тоже можем.

Отмечу, что на этот фильм - в последний раз, если я не ошибаюсь, вернулся поработать с Дарио в кино и Луиджи Коцци: первый журналист, когда-то бравший интервью у молодого режиссера, а впоследствии - близкий друг и соратник по ряду классических фильмов.

Любопытна и музыка: незадолго до работы над картиной, Ардженто наконец помирился с Морриконе и тот написал довольно странные, но любопытные мотивы. Если я правильно понял, то ноты этих мелодий одинаково читаются как с начала к концу, так и от конца к началу. Обычный слушатель этого не понимает, но, по уверениям Ардженто, воспринимает это подсознательно. Вполне возможно: моей жене, которая привыкла к самым разным опусам, эта музыка активно не понравилась.

Словом - да, весьма необычная, по-своему красивая картина, которая при первом просмотре оставила меня равнодушным, но со временем начала нравится больше. Попробуйте, пересмотрите ее несколько раз, с промежутками во времени, когда над фильмом не будет довлеть брея зрительских ожиданий и он начнет восприниматься таким, какой он есть. Лично я отношусь довольно тепло к этой работе Ардженто.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)