Сияющий секс

]]>
]]>

Shining Sex, 1975

Shining Sex, 1975

Парочка снимает в ночном клубе стриптизершу и увозит ее к себе домой. Но, как оказывается, их планы гораздо более зловещи, чем просто групповушка.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Лина Ромэй, Эвелин Скотт, Моника Свинн, Оливье Мато, Пьер Телу, Клод Буассон, Раймон Арди

Одна из самых притягательных особенностей Франко и его творчества - то, что оно совершенно непредсказуемо. Ну кто мог ожидать, что "Интимный дневник нимфоманки" окажется весьма неглупой драмой, а "Сияющий секс" - вовсе не комедией, а напротив - мрачной, фантасмагоричной фантастикой, простите за каламбур. При этом, фильм весьма типичен для творчества Франко: там, где другой режиссер мог сработать на поле фильма ужасов, а то и психологического триллера, создав захватывающий фильм с напряженным действием - папа Джесс выкидывает практически все хоть как-то продвигающее сюжет, принципиально работая на одной атмосфере и наполняя экран причудливо снятыми эротическими сценами, напрочь не несущими в себе сексуального возбуждения. Вопреки названию, секс здесь выглядит довольно угнетающим.

Основной треугольник персонажей, как это часто бывало в творчестве папы Хесуса, мы прекрасно знаем: стриптизершу играет Ромэй, а снявшую ее пару - Эвелин Скотт и Раймон Арди. Шикарная сцена с колдуньей, мадам Пекаме (Моника Свинн). Будут и другие характерные черты его фильмов: к примеру, в первой же сцене мы видим Лину Ромэй, танцующей обнаженной под джаз.

Позднее, когда ее увозят на квартиру, дамочка, которую Лина активно соблазняет, проявляет одновременно и скромность, и агрессию: она покусывает партнершу и вообще веде себя странно - но лучшим в сцене является музыка, которая могла бы украсить джалло и придает порно-сцене, в целом, довольно банальной, ощущение галлюцинаторности и угрозы.

В следующей сцене медлительным ласкам и вовсе будет аккомпанировать завывание ветра и шум волн, от чего ощущение странности происходящего лишь усилится. Особое внимание, кажется, Франко уделяет пальцам героини, но даже их движения выглядят неестественными - вызывая смутные ассоциации с лапками паука, нападающего на Ромэй.

Есть даже короткая сцена секса Ромэй с Арди (напомню, что Арди - ее первый муж, от которого она потом ушла к Франко), но, как и все эротические сцены фильма, снята она так, что рассмотреть что-то толком не получается. Затор Франко здесь интересно играется с отражениями Ромэй в очках Арди, усиливая странность происходящего.

В довершение недоумения зрителя на экране появляется персонаж самого Франко, психиатра, его здесь зовут доктор Стюарт - это очевидная перекличка с "Дракулой". Его помощника зовут Борис - что не может не напомнить западному зрителю о Карлоффе. Впрочем, переклички не несут в себе сюжетной ценности, если не считать того, что наш доктор - скорее метафизик, мистик, чем психиатр, которым он заявлен. С самого начала нам намекают, что доктор и его слуга как раз связаны с загадочной парой, снявшей Ромэй, но в чем это связь - не ясно.

Собственно, нечто вроде объяснения, что же здесь творится и кто же эти существа, мы таки получим - но примерно на семидесятой минуте фильма, когда Арди объясняет, что он - раб Скотт, а она, в свою очередь, существо из другого измерения.

Этот фильм снимался бок о бок с "Леди Порно", причем официально снималась только она, а не "Сияющий секс". Дошло до того, что Клод Буассон и Пьер Телу в этом фильме числятся в титрах, но на экране не появляются - возможно, как предполагает Стивен Троуэр, именно потому, что заплатили им за один фильм, и, поняв, что на деле они снимаются в двух, актеры запротестовали.

Снимался фильм в городе Ла Гранд-Мотт, с его причудливой архитектурой, вдохновленной пирамидами Теотиуакана. И да - к вопросу об авторском кино: таким холодно-отчужденным и почти инопланетным курорт южной Франции, наверное, не показывал никто. Запоминается так же и платье Ромэй - как и эти странные пирамиды-небоскребы, оно возникает и в "Леди Порно". В роли Африки ближе к финалу выступает Сент-Мари-де-ла-Мер.

Как бы то ни было, "Сияющий секс" остается одной из самых авторских работ Франко: спонтанный, сымпровизированный, на пару с другим фильмом, дней за десять-пятнадцать. работающий сразу с несколькими жанрами, но не заходящий на территорию ни одного из них. Он действительно похож на джазовую импровизацию, в которой сразу несколько мелодий (сиречь, признаки тех или иных жанров) возникают и исчезают, повинуясь вдохновению автора, но ни одна из них не обретает достаточной "устойчивости". В результате для фантастики в нем слишком мало сюжета, самого рассказа о таинственной пришелице из других измерений, ее способностях и целях. Для хоррора - при неоспоримой густоте и мрачности здешней атмосферы пугать фильму зрителя нечем. Ну и наконец для порно здесь слишком скромны и странно сняты эротические сцены, да и давящее ощущение, которое они вызывают скорее уж приведет к импотенции, чем к возбуждению. Как бы то ни было - это действительно один из лучших фильмов Франко, но у него довольно высокий "порог вхождения" - зритель, не привыкший к манере Джесса снимать, рискует не проникнуться его специфической атмосферой.

Как это часто бывает, существует несколько версий фильма, та, которую смотрел я продолжается 1 час 41 минуту и 11 секунд. Ну и напоследок: как и многие слова в английском "sex" - слово многозначное и в данном случае оно означает не "процесс занятия любовью", как в русском, а "половые органы". То есть, на самом деле, фильм называется "Сияющие половые органы", "Сияющая киска" - по русски, к сожалению, это прозвучит либо туманно, либо грубо, либо прямолинейно. Подкрепить это объяснение я могу, например, французским прокатным названием - "La fille au sexe brillant", оно именно так и переводится.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us