]]>
]]>

Sherlock: The Abominable Bride

Sherlock: The Abominable Bride

Шерлок Холмс и доктор Ватсон в викторианской Англии ведут расследование загадочного случая. Женщина, одевшись в платье невесты, устроила на улице пальбу, а потом покончила с собой на глазах у прохожих. Некоторое время спустя мертвая женщина в платье невесты пришла к своему мужу, чтобы убить его.

Режиссер: Дуглас Маккиннон

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Мартин Фриман, Руперт Грейвз, Уна Стаббс, Марк Гэтисс, Аманда Аббингтон, Эндрю Скотт

За прошедшие дни, полагаю, серию видели все, кому это было хоть сколько-нибудь интересно, а потому можно спокойно обсуждать ее, не боясь выкладывать СПОЙЛЕРЫ. Фанаты уже многое сказали по этому поводу, но мне показалось любопытным высказать еще кое-какие соображения.

Рождественский спецвыпуск балансирует между двумя крайностями. Первая из них - классическая английская традиция жутковатых рождественских историй о привидениях, самая известная из которых на отечественной почве, полагаю, это история Скруджа у Диккенса. Отсюда и невеста, восставшая из гроба, чтобы преследовать мужа и других жертв и общая жутковатая атмосфера некоторых фрагментов. Вторая крайность - заигрывание с разросшимся фандомом сериала, с ожиданиями фанатов и их надеждами. Причем любопытно, что одна крайность запросто перетеает тв другую.

Сама история невесты - любопытный и чисто Конан Дойлевский способ обходиться с хоррором. Мастер часто обращался к нему как к приему, способному создать атмосферу, а заодно и сбить со следа читателя. Классический пример тому - "Собака Баскервилей", которой тщательно создается атмосфера мистики, чтобы отвлечь внимание от того, как именно совершается преступление. В рождественском спецвыпуске Гэтисс и Моффат, по сути, проделывают тот же маневр: согласитесь, появления невесты были обставлены с подобающе сладким ощущением жути? Но, при этом, мистический флер лишь отвлекал от разгадки - причем как раз-таки ответ на вопрос: "а как невеста могла снести себе полголовы и все равно продолжала разгуливать по улицам и убивать" - едва ли не самое простое, что вообще есть в этой серии. Зрителя заманили в ловушку только для того, чтобы показать, как просто это все было проделано.

В этом, кстати, хорошо прослеживаются специфические отношения сериала с каноном, литературным первоисточником. С одной стороны, некоторые сцены заимствованы едва ли не дословно: к примеру, возвращение Ватсона из Афганистана и история знакомства его с Шерлоком - прямиком из "Этюда в багровых тонах". С другой стороны, некоторые переклички были сделаны в намеренно ехидной манере: будущему клиенту Холмса присылают пять зернышек апельсина, совсем как в одноименном рассказе. Но далее события развиваются несколько иначе, хотя "узловые точки" и совпадают: Холмс не успевает спасти клиента, тем не менее разгадывает тайну - и виновно оказывается тайное общество, в котором принято укрывать лица за остроконечными колпаками. Восхитительно ироничное обыгрывание, на мой вкус.

Хватает и иронии любого другого сорта. К примеру, здесь как-то принято подтрунивать над Ватсоном, но обратите внимание, что одна из подчеркнуто бредовых теорий, которые он выдвигал, пытаясь вычислить злодея, оказалась верна: суфражистки! А чего стоит то, как разрешилась ситуация на Рейхенбахском водопаде! Не говоря уж о том виде, в котором на экране предстает викторианская версия Майкрофта - и надо ли напоминать, что это гротескного персонажа играет один из сценаристов?

В целом, получилось восхитительное кружево именно того сорта, за которое Моффата и обожают его фанаты: здесь практически каждую сцену (если не каждый кадр!) можно разбирать по косточкам, строить версии - и все равно оказаться не правым.

По сути, исходя из того, что нам показали в спецвыпуске, нам стоит предположить следующее: Мориарти таки мертв, но за ним стояла какая-то более мощная организация, которая и пожертвовала им как заведомо проигранной фигурой. Его мнимое возвращение на всех экранах - фальшивка. Или, во всяком случае, именно на такие выводы наводит мысленное расследование викторианского преступления, которое и стало основной сюжета. Но, с другой стороны, Моффитсы как раз и знамениты своей способностью обойти подобные ожидания и найти другой вариант.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us