Секрет доктора Орлоффа (французская версия)

25 июля 2016 г.Просмотров: 942RSS 2
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

El secreto del Dr. Orloff, 1964

El secreto del Dr. Orloff

Молодая девушка приезжает к своим тете и дяде, живущим в отдаленном замке. Она и подумать не могла, что ее дядя узнал, от умирающего доктора Орлоффа, как создавать биороботов из живых людей - и использовал это знание для чудовищной личной мести.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Уго Бланко, Агнес Спаак, Перла Кристаль, Марсело Арройта-Яурегуй, Хосе Рубио

Парадоксальный фильм, казалось бы, состоящий из едва ли не одних недостатков - и, тем не менее, отлично "работающий". Определенно, это одно из лучших произведений раннего Франко, сделанное в причудливой "переходной" манере: есть многие привычные приметы его первых фильмов, но уже проявляются и особенности, характерные для его позднего творчества.

Сюжет, мотивация персонажей и собственно смысл того, чем они заняты - мягко говоря, не самое главное и продуманное в этой картине. Несколько примеров для тех, кто не боится спойлеров. Итак, брат застал брата с собственной невестой и решил ему отомстить, превратив в биоробота-убийцу. Но... за каким чертом он раз за разом посылает его убивать женщин, не сделавших ему ничего плохого? Зачем нужны эти ожерелья с передатчиком и почему, как минимум один раз монстр нападает на женщину без всяких украшений?

Точно так же и в развитии самой истории есть странности: к примеру, когда главная героиня впервые знакомится с будущим ухажером, в самом начале фильма, по их поведению они выглядят, скорее, людьми, познакомившимся некоторое время назад и теперь продолжающими общение. Чисто психологически, впрочем, молодой человек вообще выглядит странновато, но зато эта любовная линия вносит теплоты и юмора во мрачноватый, готичный фильм.

Самое парадоксальное - в том, что на восприятии фильма все эти недостатки никак не сказываются - он отлично смотрится и оставляет приятное "послевкусие": мрачноватая, чуть старомодная даже для тех лет история о сумасшедшем ученом, убийце-роботе (чуть раньше это была бы мумия или зомби) и, конечно, красавицах. При этом, чисто стилистически фильм напоминает уже не столько "Юниверсал",сколько "Хаммер", чья популярность как раз набирала обороты - хотя я бы и не взялся показать, откуда именно возникает это ощущение. С другой стороны, почерк самого Франко хорошо заметен: как и во многих ранних фильмах, здесь есть любовно снятые сцены с женщинами, поющими на сцене. Как и во многих предыдущих работах, полиция здесь выглядит ни на что толком не способной. И, как и во многих последующих фильмах Франко, здесь есть явно вставные сцены с эротикой.

В частности, забавна одна из них: чудовище пробирается в дом, где живет пианист со своей женой, женщина в это время, напоказ раздевшись, отправляется принять ванну - и наш "робот" нападает на нее, невзирая на отсутствие пресловутого ожерелья и других поводов для агрессии. Понятно, что сцена нужна только потому, что Франко хочет еще раз показать обнаженное женское тело - и, к тому же, он хорошо понимает, что чудовище, нападающее на обнаженную красавицу - едва ли не древнейший архетип, который способен отключить любые логические связи в мозгу большинства зрителей. В дальнейшем Франко будет довольно часто прибегать к подобной тактике.

Правда, здесь есть одна тонкость: эта сцена и, насколько я понимаю, некоторые другие эротические фрагменты, появились именно во французской версии: в изначальном, так сказать, "режиссерском" варианте картины ничего подобного не было. С другой стороны, у нас есть непровержимое доказательство того, что снимались эти фрагменты не без участия самого Джесса: в той самой сцене, где женщина принимает ванну, режиссер играет ее мужа, пианиста.

Фильм прекрасно снят, в нем настолько мощная атмосфера, что она "работает", не смотря на все логические несшитости - и это ли не лучшее доказательство своеобразного гения Джесса Франко: он явно снимает чушь, но умудряется поставить ее так, что эта чушь затягивает и почти гипнотизирует.

Поклонникам жанра будет любопытно проследить, что, номинально являясь продолжением "Ужасного доктора Орлоффа", фильм ему, тем не менее, противоречит. То, что героя играет другой актер - полбеды, Франко, кстати, хотел пригласить Говарда Вернона, но в тот раз что-то не срослось. То. что в оригинале он еще и успел сменить орфографию своей фамилии, отбросив одну из букв F на конце - тоже не так важно, в русском написании этот нюанс чаще всего вообще игнорируется. Гораздо смешнее то, что у зловещего доктора внезапно нашелся ученик и напарник - ну и то, что теперь он изготавливает биороботов, не больше и не меньше. Впрочем, французы вообще переименовали фильм в "Любовницы доктора Джекилла" - именно так в фильме называют главного героя, нашего сумасшедшего ученого, даром, что с героем Стивенсона он не имеет ничего общего.

Актриса, снимавшаяся в главной роли, тоже личность довольно примечательная: она - сестра Катрин Спаак, актрисы, которая снималась в "Кошке о девяти хвостах" у Дарио Ардженто. Отмечу, кстати, что Катрин, в отличие от сестры, скромностью не страдала и охотно раздевалась на экране. Еще один представитель того же семейства - их отец, Шарль Спаак (кинопоиск, видимо, для разнообразия, объявил его Спаком, единственного из всей семьи). Это сценарист, работавший с конца 20-х годов прошлого века, среди его фильмов - "Великая иллюзия" Ренуара. Вот такие вот любопытные девушки снимались в готических мелодрамах Джесса Франко.

Словом, прелестный фильм, который не стоит пропускать ценителю классических фильмов ужасов - им просто не может не прийтись по вкусу Уго Бланко (он уже снимался у Франко в "Барон фон Клаус - садист", его персонаж здесь явно и намеренно напоминает убийцу из классического "Кабинета доктора Калигари".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2