]]>
]]>

Salon Kitty, 1975

Salon Kitty, 1975

Берлинский клуб и бордель, которым руководит танцовщица Китти, по приказу нацистов переносят в другое здание. Более того: меняют весь персонал, поставив на место шлюх исключительно ариек с самыми стойкими национал-социалистическими убеждениями. Вот только, в тайне от владелицы заведения, главной задачей обновленного борделя стала слежка за клиентами: все их тайны докладывались руководителю операции, высокопоставленному нацисту Валленбергу.

Режиссер: Тинто Брасс

В ролях: Хельмут Бергер, Ингрид Тулин, Тереза Энн Савой, Джон Стайнер, Сара Сперати

Фильм, который ныне считается классикой "нацисплотейшн", вышел в один год с пресловутым "Сало, или 120 дней Содома", у Альдо Валлетти, сыгравшего у Пазолини Президента, есть даже небольшая роль в фильме Брасса - это он швыряется дротиками. Более того: парочка актеров - Хельмут Бергер и Ингрид Тулин - снимались ранее у Висконти и Бергмана, а художник фильма Кен Адам, фактически, попал в этот проект прямиком со съемочной площадки Кубрика. Стоит, правда, учитывать, что на тот момент Брасс еще не стал общеизвестным маэстро эротического кино - эта часть его карьеры как раз только начиналась. С другой стороны, Джон Стайнер и Сара Сперати в том же году снимались в еще одном "нациспло"-фильме - "Женщины, депортированные в Спецотделение СС".

В любом случае, фильм получился довольно любопытным, если смотреть на него с правильной перспективы: с одной стороны, это едва ли не общеизвестный пример "нациспло", с другой - сам по себе этот жанр пока только нарождался, а Брасс уже умудрился поиграться с его канонами. Не уверен, намеренно ли возник этот эффект, но тем интереснее.

Место действия - вполне типично для поджанра, но, как говорится, есть нюанс: в классических представителях жанра шлюхами для нацистов делают женщин-пленниц, жертв войны. У Брасса - напротив, это, так сказать, "отборные дочери Рейха", которые проходят через ряд унизительных испытаний, а потом обязаны выполнять все пожелания клиентов, даже самые извращенные. Это, определенно, меняет эротические акценты фильма.

Более того: если не считать некоторых эпизодов с участием Валленберга, то здесь практически нет главной особенности "нациэксло" - любования эротической привлекательностью нацистов. Напротив - по большей части они показаны с явной иронией, а подчас и сатирой. Некоторые фрагменты, впрочем, "не дожаты" самим режиссером: допустим, эпизод со шлюхой, нацистской хроникой и дилдо из хлеба. Что там произошло? Она сошла с ума? Возможно, но ранее предпосылок к этому не было. Или вообще отравилась этим хлебом? А когда ее несли на носилках - она была мертва или без сознания? Режиссер не прояснил толком эти моменты, заставил зрителя гадать и, тем самым, ослабил воздействие сцены.

Есть и просто излишне прямолинейные, претенциозные куски. За столом ржет довольно неприятно показанная семья "благополучных немцев" - и нам акцентированно показывают висящую рядом картину, где смерть целует обнаженную деву. Мы видим, как нацист тискает пышные окорока толстухи - а рядом режут свиные туши. Подобные "сопоставления" довольно очевидны, а потому, скорее, раздражают, чем наводят на размышления.

Тем не менее, есть ли отлично сделанные куски. Хороша пресловутая сцена групповой оргии в самом начале: за счет места действия и манеры съемки возникает ощущение, что этот "отбор проституток" - пародия на светский бал с его церемонными танцами. Следующий эпизод с обходом камер, в которых "кандидаток" подвергают испытаниям, пожалуй, лучшая часть всего фильма: сочетание странноватой кунсткамеры испытаний, невозмутимости нацистов-проверяющих и ненавязчиво-угрожающей музыки порождает здесь крайне специфическую атмосферу. Эта сравнительно короткая сцена словно попала сюда из другого, гораздо более страшного и смешного фильма.

Основная часть картины, как бы то ни было, типичная мелодрама: нацистский офицер влюбился в шлюху настолько, что решил стать перебежчиком, шлюха, в свою очередь, прониклась чувствами так сильно, что застрелила клиента, насмешливо сообщившего ей о казни того "возлюбленного". "Мадам" умудрялась не знать о прослушивающей аппаратуре, которая стоит по всему дому, о доносах, которые кропают ее "девочки" - и о подвале, где сидят подслушивающие агенты... Типичная мелодрама, сюжетные ходы которой были бы невыносимо натянутыми, если бы режиссер время от времени не "подмигивал" зрителю, выдавая пародийность происходящего.

В целом, получился неровный, но довольно любопытный фильм: вроде бы, на экране мелькает огромное количество обнаженки (причем, как женской, так и мужской), но особо эротичным фильм не назовешь. Вроде бы, есть претензии едва ли не на психологическую драму, но многие события невозможно воспринимать всерьез. Более того, сейчас фильм считается классикой "нацисплотейшн", но его "вектор" едва ли не противоположен и, скорее, высмеивает фашистов, чем показывает их эротическую привлекательность, пусть и извращенного толка. Тем не менее, непредвзятому зрителю фильм может быть интересен, если, с одной стороны, не ждать от него порнографических откровений, а с другой - не пытаться воспринимать как серьезную драму. Это - ироничная байка, стеб с почти комиксными интонациями на довольно скандальную тему, не более, но и не менее.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us